Рапалльский договор
16 апреля 1922 года во время проведения Генуэзской конференции в городе Рапалло Советская Россия и Веймарская республика подписали договор о восстановлении дипломатических отношений и урегулировании спорных вопросов. Стороны отказывались от возмещения военных расходов и убытков, расходов на содержание военнопленных, ввели принцип благоприятствования при осуществлении торговых и хозяйственных отношений. Германия признала национализацию германской государственной и частной собственности в РСФСР и аннулирование царских долгов.
Это был первый договор между Россией и Германией после Первой мировой войны. Он подтверждался и расширялся новыми договорами, например, Берлинским договором 1926 года. Рапалльским договором стороны, находившиеся в международной изоляции, надеялись усилить позиции на политической арене. Подписание имело значение и для экономики стран: Россия была рынком сбыта немецкой промышленной продукции; сотрудничество с Германией означало для России единственную возможность для проведения индустриализации.
Соглашения о военном сотрудничестве. Авиационная школа - объект «Липецк»
11 августа 1922 года было подписано временное соглашение о сотрудничестве Красной армии и рейхсвера. Германия была заинтересована в военно-техническом обмене, поскольку Версальский договор накладывал значительные ограничения на ее армию. Германия обрела возможность вести научно-технические разработки в военной сфере и обучать военных специалистов для танковых войск и ВВС; СССР получал доступ к военным разработкам Германии и возможность обучения военных кадров.
В 1925 году в рамках военного сотрудничества под Липецком была создана лётно-тактическая школа.
Научно-исследовательская деятельность в области самолётостроения и военной авиатехники в Германии была прекращена в рамках ограничений по Версальскому соглашению. Однако отдельные исследования могли вестись за границей, в СССР. После заключения Рапалльского договора советское руководство разрешило Германии организовать в России объекты для обучения кадров и испытания военной техники, немецкое руководство обязалось содействовать экспорту технического опыта для развития советской оборонной промышленности.
Открытие авиационной школы планировалось в 1924 году. 15 апреля 1925 года документы о создании школы подписали начальник ВВС РККА П. И. Баранов и представитель «Зондергруппы Р» полковник X. фон дер Лит-Томзен. Использование сооружений школы и аэродрома было бесплатным, расходы по оборудованию несла немецкая сторона. На содержание школы ежегодно выделялось 2 млн марок.
В короткие сроки немцы возвели два ангара, реконструировали ремонтную мастерскую и производственные помещения, и 15 июля 1925 года школа была открыта. Ее материальной базой первоначально служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных в Нидерландах на средства «Рурского фонда» в 1923—1925 годах. Также были закуплены бомбардировщики и транспортные самолёты. Обучение лётного состава шло в течение 5—6 месяцев. Школой руководил майор В. Штар, предусматривалась должность советского заместителя. На полную мощность школа начала работу в 1927 году.
Летом наземный персонал школы насчитывал более 200 человек (около 140 человек с немецкой стороны), зимой персонал сокращался (около 40 человек с немецкой стороны). В 1932 году численность личного состава достигала 303 человек: 26 советских и 43 немецких курсантоа, 234 человека технических специалистов, служащих, рабочих. Руководство рейхсвера детально контролировало деятельность совместных структур, особое внимание уделяя секретности. Немецкие лётчики использовали советскую форму без знаков различия.
При школе велась исследовательская работа, для которой немецкий Генштаб тайно приобретал материальную часть за границей.
За восемь лет для Германии было обучено 120 лётчиков-истребителей и 100 лётчиков-наблюдателей. Число советских специалистов, прошедших обучение, установить не удалось.
В начале 1930-х годов немецкое участие стало сокращаться. В ноябре 1931 года немецкая сторона на переговорах уклонилась от обсуждения превращения авиашколы в совместный крупный научно-исследовательский центр. Происходило это в связи со сближением СССР с западноевропейскими странами. Рапалльский договор стал терять актуальность. 15 сентября 1933 года проект закрылся, постройки и часть оборудования были переданы советской стороне.
Выпускниками и сотрудниками школы были многие будущие генералы люфтваффе.
Танковый центр «Кама»
«Кама» — немецкая танковая школа, созданная на территории СССР для обхода Версальского договора на основании Рапалльского договора.
Договор о создании школы был заключён в декабре 1926 года.
Предполагалось, что школа начнёт работу с июля 1927 года, когда закончатся строительные работы и будет доставлено из Германии имущество для занятий. Но строительство и оборудование растянулись на полтора года. К практическому обучению школа приступила в первой половине 1929 года. Созданная под Казанью на территории казарм Каргопольского полка, она включала: военный городок, танковый полигон и стрельбище.
Работами по созданию школы руководил О. Лутц. Начальникам школы были полковник Мальбрандт (1929-1930), фон Радльмайер (1930-931), полковник Йозеф Харпе (1931-1933). Заместителем начальника был представитель РККА, руководивший советским персоналом и решавший вопросы взаимодействия с госорганами.
Немецкие фирмы «Рейнметалл», «Крупп» и «Эрхардт» получили секретное задание Генштаба — сконструировать и изготовить средние и легкие танки, которые были доставлены в Казань. Преподавательский состав был предоставлен немецкой стороной.
За трёхлетний период работы подготовку прошли около 40 офицеров рейхсвера. В 1932 году насчитывалось 176 человек учебного и вспомогательного персонала, из них 26 - немецкие преподаватели. Программы обучения немецких и советских слушателей отличались.
Постепенно привлекались к работе советские инструкторы. Одновременно обучалось не более 15 человек. Немецкие офицеры совмещали практические занятия в СССР с теоретической подготовкой в Берлине в зимний период. Немцы в Казань добирались через Польшу, используя собственные паспорта, но называя вымышленные профессии. В школе они носили форму РККА без знаков отличия.
В центр из Германии были направлены 6 танков весом до 20 тонн, оснащённых 75-мм пушкой и мотором BMW, 3 танка весом до 10 тонн с 37-мм пушкой. Имелись предоставленные советской стороной британские танкетки «Карден-Ллойд». В апреле 1930 года для усиления материальной базы из состава 3-го танкового полка РККА было передано 5 танков «МС-1».
В начале 1930-х заинтересованность Германии в школе и полигоне стала снижаться — сократилось «немецкое присутствие, сворачивалась программа испытаний бронетехники. Вскоре работа центра прекратилась. Имущество, представлявшее интерес для РККА, было приобретено за 220 тысяч рублей и передано в Казанское пехотное училище.
За время работы центром было подготовлено около 250 танкистов. Многие выпускники школы стали советскими командирами, в их числе генерал-лейтенант танковых войск С. М. Кривошеин. Для немецкой стороны было подготовлено 30 офицеров, в числе которых — будущие генералы вермахта Вольфганг Томале и Вильгельм фон Тома.
Объект «Томка»
Объект «Томка» — это засекреченный центр «химической войны» рейхсвера в СССР.
Объект располагался в Саратовской области. В «Томке» испытывались методы применения отравляющих веществ в авиации и артиллерии, а также способы и средства дегазации местности.
Договор о совместных аэрохимических испытаниях стороны заключили 21 августа 1926 года. Он действовал в течение года и ежегодно должен был возобновляться обеими сторонами, которые могли вносить дополнения. Права и обязанности распределялись поровну между партнерами.
Техническое руководство находилось в немецких руках, административное — в советских. Первым руководителем в 1928 году был полковник фон Зихерер, а в 1929—1933 годах — генерал-майор Вильгельм Треппер. Стороны получали образцы и чертежи всех разработанных при проведении испытаний приборов. Договор предусматривал, что все протоколы и фотоснимки испытаний, чертежи, будут выполняться в двойном количестве. Все опыты производились только в присутствии советского руководителя. Советская сторона предоставляла полигоны и принимала обязательства по обеспечению условий. Немцы на себя брали обучение советских специалистов.
Сначала испытания проводились на полигоне «Подосинки» под Москвой. Впоследствии – на полигоне «Томка» в Саратовской области.
Результаты военного сотрудничества для советской стороны оказались не очень эффективны. Во время массовых репрессий в РККА пострадали военачальники и командиры, наиболее глубоко изучавшие германские вооруженные силы, многие были арестованы как «немецкие шпионы».