Преобразования в государственном устройстве и угроза нового распада
После того как 25 декабря 1991 года Горбачев ушел в отставку с поста Президента СССР. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию
Как вскоре после роспуска СССР определяли интересы России сторонники национального ренессанса в правительственном лагере? В первую очередь, они стремились сохранить территориальную целостность Российской Федерации. Они постоянно подчеркивали, что Россия не должна повторить судьбу Советского Союза.
Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин считал самой большой опасностью, с которой столкнулась в то время Россия, сепаратизм, грозивший взорвать ее изнутри. Мэр Петербурга А. Собчак полагал, что провозглашение права выхода из Российской Федерации является повторением большевистской демагогии 1917 года, при помощи которой Ленин взорвал Российскую империю. Собчак считал, что все попытки дезинтеграции Российской Федерации следует рассматривать как государственное преступление и преследовать их по всей строгости закона. Бывший пресс-секретарь российского президента П. Вощанов в конце 1992 года отмечал, что Россия находится на краю пропасти, в которую годом ранее рухнул СССР.
Были ли обоснованы опасения скорого распада России? Безусловно, нет. В сущности, из всех 89 регионов или субъектов Российской Федерации только в одном – Чечне – верховенство Москвы не было признано. Все остальные были в той или иной степени готовы смириться с существованием Центра. Эта готовность была обусловлена значительными уступками со стороны Москвы в отношении регионов, так как, после отстранения КПСС от власти, Россия практически впервые за всю историю превратилась в истинно федеративное государство. Советский Союз был по сути дела «псевдофедерацией».
Превращению СССР в полноценное федеративное государство препятствовала строго централизованная структура компартии, представлявшая единственный политический субъект в стране. Когда Горбачев попытался изменить это положение, его планы вызвали ожесточенное сопротивление коммунистических догматиков. Его противники предприняли попытку государственного переворота 19 августа 1991 года еще и для того, чтобы сорвать намеченное на следующий день подписание нового федеративного договора.
Подписание нового федеративного договора
То, что не удалось сделать Горбачеву, семь месяцев спустя, пусть и в меньшем масштабе и только в рамках России, сумел осуществить Ельцин. В марте 1992 года 18 из 20 автономных республик России подписали новый Федеративный Договор, который формально закрепил отказ страны от существовавшего в ней сверхцентрализма.
Подписать новый Федеративный Договор отказались только Татарстан и Чечня.
Соглашение с Татарской республикой было, в конце концов, достигнуто. В феврале 1994 года после длительных переговоров между Москвой и Казанью был подписан договор, предоставляющий Татарской Республике многочисленные особые права – например, основание татарского Национального банка и введение альтернативной гражданской службы.
Республика была провозглашена единственным собственником земли и полезных ископаемых на своей территории, а также получила право заключения прямых договоров с иностранными государствами. Добиться аналогичного компромисса с Чечней Москве не удалось. Чеченский президент, генерал Джохар Дудаев, ни при каких условиях не соглашался на автономный статус Чечни в рамках Российской Федерации. Он настаивал на полной независимости.
11 декабря 1994 г. началась войсковая операция в Чеченской Республике по «восстановлению конституционного строя». Указом Б. Ельцина от 9 декабря российские войска вводились в Чечню, Ингушетию и Северную Осетию. Осенью 1991 г. генерал Д.М. Дудаев разогнал парламент Чеченской Республики и взял ее под свой контроль, установив исламские порядки. В 1994 г. Чечня превратилась в очаг организованной преступности. Только за 8 месяцев 1994 г. на территории Чечни было совершено 120 нападений на поезда, которые были разграблены. Сумма ущерба составила более 11 млрд рублей. Более 20% населения Чечни (300 тыс. человек, в основном русские и казаки) стали беженцами. Прямую ответственность за установленный в Чечне террористический режим нес Джохар Дудаев.
Начав военную операцию против режима Дудаева, руководство России стремилось:
- предотвратить выход Чечни из состава России,
- восстановить контроль над проходящими через территорию Чечни нефтепроводами и железными дорогами,
- обуздать преступность в этом регионе страны.