Реформа патриарха Никона
В $1652$ г. патриархом стал Никон. Он был решительной и властной личностью. Стремясь представить Россию как центр православия, Никон со сторонниками объявил о проведении церковной реформы.
В $1654$ г. к России присоединилась Левобережная Украина. Тогда же обнаружились разночтения в богослужебных книгах. Обновление обрядов и литературы Никон решил проводить по новым греческим книгам. Это вызвало резкую ломку обычаев в религиозной сфере и категорический протест у части населения.
Особенно возмутились члены кружка «ревнителей благочестия», к которым ранее принадлежал и Никон. Они настаивали на исправлении литературы по древнерусским образцам.
Никона обвиняли в поклонении всему иностранному и предательстве. Дело в том, что, не имея должного образования, он пользовался советами образованных людей, зачастую, иностранцев. Ближайшим его советником был Арсений Грек, весьма сомнительное лицо, несколько раз переходившее из одной веры в другую и получившее образование у иезуитов.
Как бы то ни было, патриарх убедил царя и церковный собор, и его реформа была признана в $1654$ и $1656$ гг. Таким образом, крестное знамение отныне совершалось тремя пальцами, имя «Иисус» писалось с двумя «и» вместо одной, «Аллилуйя» пели также трижды и др.
Раскол
Реформа патриарха Никона частью населения воспринималась как катастрофа и предшествие конца света. Между тем, церковные соборы предали анафеме противников нововведений, обвинив их в расколе. Отныне несогласные с Никоном именовались «раскольниками» и «старообрядцами».
В $1666$ г. раскольников поставили окончательно вне закона, преследуя теперь по статьям Соборного уложения как богохульников. Это означало, что за свои убеждения они могли быть подвергнуты казни.
Отметим, что преступления против церкви наряду с преступлениями против царя считались одними и самых тяжких, поэтому и казнили за них с особой жестокостью
Начался массовый побег раскольников на Поморский Север, Урал, Сибирь, где они основывали свои поселения.
Отметим, что Большой собор осудил и самого проводника реформы, патриарха Никона. К этому моменту у него окончательно разладились отношения со всеми, включая царя. Грубого и излишне властного патриарха больше не могли терпеть. Его обвинили в самовольном оставлении кафедры в $1658$ г., а также множестве злоупотреблений, лишили сана и сослали в Ферапонтов монастырь.
Трагически известно восстание Соловецкого монастыря, длившееся с $1667$ по $1678$ гг. Монахи отказывались принять реформу, тогда правительство приняло решение конфисковать вотчины, а затем войска приступили к осаде. Тем не менее, Соловки принимали раскольников и стойко держались почти десятилетие, пока перебежчик Феоктист не провел войско стрельцов через тайный лаз в окне. $30$ человек, пытавшихся отстоять монастырь, и еще $26$ активных участников были убиты, а большинство остальных сослали в Пустозерский острог.
Аввакум
Протопоп Аввакум был ярым противником Никона. Он участвовал вместе с патриархом в кружке «ревнителей благочестия». Аввакум отличался хорошим языком проповедей и талантливыми публицистическими текстами. Его перу принадлежат более $40$ сочинений, самое известное из которых – «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим».
Аввакум отличался невероятной строгостью в убеждениях и аскетизмом.
После объявления реформы Аввакум в числе первых пострадал. Его бросили в тюрьму, а затем уговаривали принять реформу, но он отказался. Никон хотел расстричь Аввакума, однако Алексей Михайлович сослал его в Тобольск. По пути в Сибирь, умерли дети протопопа Аввакума, дорога была невероятно трудной и для него, и для супруги. В $1663$ г. Аввакума вернули в Москву, но вскоре расстригли и отправили в Пустозерск, т.к. он держался своих убеждений.
В Пустозерске Аввакум написал автобиографию, $15$ лет сидя в земляной тюрьме. Написав письмо царю Федору Алексеевичу, где как обычно всех раскритиковал, Аввакум вырыл себе могилу. В $1682$ г. он вместе с последователями был сожжен в срубе.