Особенности вопроса
Во второй половине $XVIII$ в. для стран Европы был характерен Просвещенный абсолютизм. Это специфическая политика, направленная на ликвидацию пережитков, развитие общества, основанная на идеях философии Просвещения. При этом преобразования проводились сверху начитанными монархами.
Россия вступила в эпоху Просвещенного абсолютизма в начале правления императрицы Екатерины II. Причин проведения в Российской империи политики Просвещенного абсолютизма было несколько. Екатерина II, несмотря на свое европейское происхождение, глубоко вникла в проблемы России, поэтому понимала, что необходимо продолжать модернизацию для дальнейшего развития всех отраслей экономики и общества.
Система управления в стране сильно отстала от европейской, для поддержания престижа это нужно было исправлять. Требовались преобразования и в культурной сфере.
Вместе с тем, за правление Петра I и последующую эпоху дворцовых переворотов противоречия между верхом и низом в социальной структуре достигли критических величин. Народ был истощен повинностями, голодом от неурожаев и общей невозможностью вести нормальную здоровую жизнь. Поэтому власти отводили внимание народа путем смягчения отдельных мер.
Наконец, Екатерина II отличалась живым умом и увлеклась идеями Просвещения, особенно французскими авторами.
Для Просвещенного абсолютизма в России существовали глобальные сложности, определившие ход и итоги всей этой политики. Общество было слишком незрелым и не поспевало за передовыми идеями:
- не было буржуазии как класса вообще,
- жители городов и крестьяне имели глубоко архаичные представления о мире и обществе,
- монархия не имела адекватных прецедентов в ограничении полномочий?
- и др.
Реформы управления
В $1767$ г. была созвана Уложенная комиссия. Этот орган должен был выработать новое законодательство. Уложенная комиссия проработала чуть больше года, не придя ни к одному решению. Вся работа заключалась в обсуждении наказов, привезенных с мест депутатами от разных социальных слоев. Обсуждение без принятия решений оказалось пустым занятием, и под предлогом начала Русско-турецкой войны деятельность комиссии свернули.
В $1764$ г. был реформирован Сенат. Он перестал играть важнейшую роль в государстве, но обрел больше задач. Его разделили на $6$ департаментов. В том же $1764$ г. было секуляризировано имущество церкви, что поставило ее в подчиненное подчинение к монарху.
Тяжелое впечатление от масштабного восстания Емельяна Пугачева принесло реформу местного управления. Центральная власть укреплялась на местах путем укрупнения количества губерний, а также предоставления местным органам более обширных полномочий. Губернаторы имели теперь финансовые, судебные и административные права на своих местах. Для контроля и укрепления дворянства разрешено было созывать дворянские собрания в уездах и губерниях, а предводители собраний могли ходатайствовать перед Екатериной II.
Социально-экономическая сфера
Екатерина II опиралась на дворянство. Выражением триумфа этого класса стала Жалованная грамота дворянам, подтверждавшая право дворян не заниматься государственной службой, свободно покидать страну, а также закрепляла их монополию на землю и крестьян. С другой стороны, была издана Жалованная грамота городам, которая допустила некоторые уступки городским жителям, все горожане делились на $6$ категорий. Однозначно хуже стала жизнь у крепостных, за счет которых благоденствовали дворяне.
Экономическое развитие было направлено на постепенно утверждение капитализма, до чего было еще далеко. Но сильно развивался внутренний и внешний рынок. Разложение феодально-крепостнической системы демонстрируется по падению значения натурального оброка и росту вольнонаемного труда, а также по развитию мелкого предпринимательства среди крестьян (промыслы).
В целом, экономическое развитие было замедленным из-за обилия пережитков, товарно-денежные отношения настраивались медленно. В результате, феодально-крепостническая система себя исчерпала, и к концу $XVIII$ в. Россия стала отставать от европейских экономик.