Финансовая политика
Александр III в 1883 году в ознаменование коронации отменяет почти полностью выкупные платежи за землю, которые взимались с крестьян после 1861 года.
В 1887 году была отменена подушная подать.
Россия в 1887 году собирает большой урожай зерна. Одновременно в Европе случается неурожай, что позволяет существенно увеличить зерновой экспорт. В бюджете с 1888 года появляется новая статья доходов — от казенных железных дорог. В соединении с политикой экономии это дало возможность добиться бездефицитного бюджета и превышения доходов над расходами. Одновременно была введена политика таможенного протекционизма, что позволило не только производить выплату процентов по внешнему госдолгу серебром и золотом, но и вместе с тем накапливать золотой запас.
Такая политика привела к краху в 1891 году вследствие неурожая. Правительству в этом году пришлось запретить экспорт хлеба и выделить на закупку продовольствия для голодающих 161 млн руб. Эти траты сказались на государственной казне, вынудив вновь запустить печать бумажных денег и прибегнуть к новым займам. Помимо этого, политика протекционизма привела в том же 1891 году к торговой войне с Германией.
В 1892 году вырос ряд косвенных налогов, в 1893 году был введен квартирный налог, в 1894 году — алкогольная монополия государства («казенная продажа питья») в четырех губерниях. С помощью В. А. Кокорева система откупов на спиртное была налажена так, что правительство стало получать с прежде «неисправных» губерний 1,8 миллиона рублей в год.
В последние годы XIX века экспорт хлеба и политика протекционизма вместе с ростом доходов от железных дорог и установлением государственной алкогольной монополии приводят к увеличению золотого запаса. В стране восстанавливается металлическое денежное обращение с фиксированным курсом: 1,5 рубля бумажными ассигнациями = 1 рубль золотом. В 1897 году выплаты по государственному долгу составили 19,9 % от всех государственных расходов.
При Николае II быстро увеличивается доходная часть бюджета: в течение 15 лет обыкновенные доходы в среднегодовом исчислении выросли почти в два раза. С учетом того, что главной отраслью в экономике продолжало быть сельское хозяйство, а на рубеже веков эта отрасль находилась в застойном состоянии, из этого можно сделать лишь один вывод — рост доходной части бюджета был достигнут за счет усиления эксплуатации населения, прежде всего крестьян.
Расходы между тем росли еще быстрее, в результате чего дефицит государственного бюджета не удавалось устранить, напротив, он продолжал увеличиваться и достиг внушительных размеров к 1905 году.
Суммарный дефицит в 1891-1895 годах составил 665 млн. рублей, в 1896-1900 годах — 675 млн., в 1901-1905 годах — 2306 млн. рублей. Несмотря на то что государству с 1893 по 1900 год удалось мобилизовать огромные средства, полностью ликвидировать дефицит не удавалось даже за счет займов. В 1891-1895 годов суммарный итоговый дефицит составил 15 млн. рублей, в 1896-1900 годах 285 млн., а в 1901–1905 годах — 595 млн. рублей.
Налоговая система в этот период отличается большим количеством косвенных налогов, к которым, например, относились «кибиточный сбор с инородцев» или сборы с населения Закавказья и Кавказа взамен воинской повинности. Многие налоги действовали не по всей империи, а лишь в отдельных районах.
Вышнеградский Иван Алексеевич
Министры финансов, последовавшие за Рейтерном, были в целом действительно заинтересованы в сохранении уровня промышленного производства и в оздоровлении экономики. Все больше росли протекционистские тенденции, что сказывалось положительно на внутренних производствах. Государство параллельно с этим активно национализировало частные компании после провала «фритредерской» политики Рейтерна.
Вышнеградский проводил стратегию накопления денежных средств в стране. Он продолжил политику высоких пошлин, а таможенный тариф 1891 года обеспечивал почти двукратный рост дохода. Одновременно министр финансов не заботился о социальной сфере, нарастил давление на аграрный сектор и отказался от рабочего законодательства. Таким образом страна накопила материальную базу для индустриализации, но это было сделано ценой социального напряжения и жертв.
Витте Сергей Юльевич
Бывший министром путей сообщения до 1892 года, Витте был убежден, что увеличение внутреннего спроса на продукцию тяжелой промышленности возможно лишь при железнодорожном строительстве. Вслед за этим, для наращивания производства должна потребоваться передовая техника, то есть внутри страны на нее возникнет естественный спрос. Таким образом, внутренняя торговля должна была постепенно способствовать подъему экономики в целом.
Помимо реализации протекционистской стратегии, Витте защищал идею прямого руководства власти всеми экономическими процессами в стране. Витте приветствовал и санкционировал открытие в России иностранных акционерных обществ и банков, в которых зарубежным партнерам принадлежала значительная доля. Для таких учреждений действовали льготы и система сниженного налогообложения.