Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Программа М. М. Сперанского

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / История России / Программа М. М. Сперанского
Определение 1

Граф Михаил Михайлович Сперанский — это русский государственный и общественный деятель начала XIX века.

Император Александр I с первых лет правления задумывался о либеральных реформах. В 1801 году с этой целью был создан «Негласный комитет», но его деятельность не увенчалась большими успехами. Лишь после заключения Тильзитского мира в 1807 году Александр вернулся к проектам преобразований. Теперь его главным помощником стал Михаил Михайлович Сперанский.

Сын сельского священника, воспитанник духовной семинарии, Сперанский одними талантами без протекции возвысился до положения императорского секретаря. Блестяще зная иностранные языки, он ознакомился с передовыми политическими, юридическими и экономическими сочинениями своего времени. Немногие могли сравниться со Сперанским по широте образования. Однако по характеру он был слишком склонен к отвлечённому доктринёрству, к составлению абстрактных планов – в теории стройных, но обречённых на практике встретить крупные препятствия при внедрении среди людей, со всеми их недостатками и противоречивыми интересами.

Сперанский по поручению Александра I в конце 1808 – 1809 разработал проект реформ, который должен был кардинальным образом поменять систему управления страной.

Проект государственной реформы

Согласно программе Сперанского, предполагалось ввести в империи принцип разделения властей – законодательная, исполнительная и судебная власти. Каждая из ветвей власти получала высший орган:

  • Государственная дума возглавляла законодательную ветвь власти;
  • Правительство, состоящее из министров, стояло во главе исполнительной власти;
  • Сенат становился главным судебным органом.

Планировалось ввести широкое местное самоуправление, состоящее из трёх ступеней:

  • Волостная;
  • Окружная (уездная);
  • губернская.

Сперанский думал устроить местные органы не на узком сословно-дворянском принципе, а допустить к выборам всех собственников земли, к которым он относил и государственных крестьян. Государственные крестьяне в общей массе крестьян страны составляли тогда 45%, а частновладельческие крестьяне – 55%. Согласно проекту, в каждой волости все землевладельцы-дворяне и представители от государственных крестьян (один депутат от 500 душ) составляли волостную думу – общее собрание, которое должно было на три года избирать волостное правление для управления местным хозяйством. Волостная дума избирала также депутатов следующей ступени местного самоуправления: окружной думы. Окружная дума избирала окружное правление и депутатов губернской думы. Последние выбирали губернское правление и избирали депутатов в Государственную думу.

Готовые работы на аналогичную тему

Выборность Государственной думы и широкое избирательное право (хотя многоступенчатое и неравное для крестьян и дворян) были важнейшим новшеством проекта Сперанского. Высшим законодательным органом империи становилось выборное народное представительство. Реформа не давала Государственной думе широких полномочий. Думские депутаты не имели законодательной инициативы. Законопроекты на обсуждение могли выносить члены правительства. Одобренные Государственной думой постановления в силу вступали только после санкции императора, но ни один закон без рассмотрения в Думе не мог быть введен в действие. Царь и правительство, согласно проекту, лишались права издавать законы по собственному желанию. В число сфер, подведомственных Государственной думе, входило установление размеров и видов налогов. Министры, имея право законодательной инициативы, были ответственны перед депутатами Думы. Дума могла возбуждать представления о государственных нуждах и о мерах правительства, нарушающих законы – вплоть до требований предать суду того или иного министра.

Частью реформы было преобразование уже существовавшего высшего совещательного учреждения при императоре – Непременного совета – в Государственный совет. Новому органу полагалось рассматривать финансовые мероприятия и предположения министров до внесения в Государственную думу.

В случае принятия проект государственной реформы Сперанского сделал бы Россию конституционной монархий с определённым ограничением императорской власти. Реформа содержала немало истинно либеральных начал, но её коренным пороком было то, что глубокое преобразование планировалось осуществить прежде социального – освобождения крепостных крестьян. Сперанский собирался внедрять конституционное устройство и либеральные принципы в обществе, не менее половины которого оставалась в рабстве. В сущности, положение казенных крестьян тоже мало отличалось от положения частно-крепостных. Без предоставления большинству народа личной свободы либерализм и конституционализм не могли утвердиться, и реформа Сперанского была обречена на неуспех.

Результат государственной деятельности Сперанского

Кроме конституционной реформы в 1808-1809 Сперанский разработал проект нового Гражданского уложения. В этом деле он также проявил свойственный ему абстрактный подход. Совершенно не сообразуясь с законодательными традициями России, Сперанский составлял новые гражданские законы исходя из требований отвлечённого разума, по учениям философов Просвещения. Между тем, несостоятельность ряда «принципов разума» показали произошедшие недавно события Французской революции. Многие статьи в проекте Уложения Сперанского оказывались буквально списанными с Гражданского Кодекса Наполеона. Это давало повод называть его франкофилом и агентом Бонапарта. Также Сперанским был издан указ о новых правилах производства в чины, выработан план борьбы с дефицитом бюджета (созданный постоянными войнами и завоеваниями тех лет). Сперанский участвовал в разработке нового таможенного тарифа 1810 года для преодоления трудностей, связанных с присоединением России к континентальной блокаде.

Замечание 1

Из всего проекта широкого реформирования государства в действие была введена лишь ее наименее важная часть – учрежден Государственный совет.

Предполагалось 1 мая 1810 года назначить выборы депутатов в Государственную думу, а 1 сентября – открыть её. Однако эта часть реформы была отсрочена, а потом отменена. Причиной было противодействие консервативных сановников, которые указывали на частные недостатки реформаторского проекта и на недопустимость такого широкого и стремительного преобразования государства перед лицом назревавшей борьбы с Наполеоном. Крупный литератор Н.М. Карамзин раскритиковал реформу, доказывая в особой записке «О древней и новой России» необходимость сохранения прочного самодержавия.

Оппозиция Сперанскому и недовольство рядом его мер заставили императора в марте 1812 отставить его со всех постов и сослать в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Лишь в 1819 Сперанский получил должность, став генерал-губернатором Сибири.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис