Столыпинская аграрная реформа — это широкий комплекс преобразований в сфере сельского хозяйства, проводившихся под руководством П. А. Столыпина с 1906 года.
Аграрная реформа П.А. Столыпина логически продолжала крестьянскую реформу 1861 года.
В данной статье будут рассмотрены основные причины и цели реформы.
Причины аграрной реформы
Первой причиной реформы стал макроэкономический структурный дисбаланс между аграрным и промышленным секторами экономики Российской империи: в промышленном комплексе происходила индустриальная перестройка и внедрялась машинная техника, а в аграрном секторе наблюдалась хозяйственная депрессия и преобладали доморощенные технологии.
Логическая незавершенность рыночной перестройки экономики страны вследствие слабого развития системы аграрных рынков – оптового (рынок аграрной техники), продовольственного, сырьевого. Узость внутреннего рынка была обусловлена низкой покупательной способностью крестьянского населения. Было необходимо провести радикальную аграрную реформу, чтобы включить в систему рынка и товарного оборота патриархальный аграрный сектор.
В период первой русской революции 1905-1907 годов в деревне обострилась социально-политическая ситуация.
С.Ю. Витте в свое время разрабатывал план решения аграрного вопроса, поскольку его политика приоритета в финансировании промышленности привела сельское хозяйство к неблагоприятной инвестиционной ситуации, однако практически эту реформу реализовал П.А. Столыпин. Социально-экономическая ситуация в России не давала возможности реализовать ни американский вариант реформирования аграрного сектора (невозможность ликвидировать помещичью земельную собственность), ни прусский вариант, который требовал длительного времени осуществления, поэтому Столыпиным была избрана модель смешанной многоукладной системы (сочетание фермерского, государственного, семейно-трудового и общинного хозяйства).
Сущность аграрной реформы
В столыпинской агарной реформе крестьянскому сословию предоставлялась значительная юридическая свобода. С получением паспортов с крестьянства снимались ограничения в гражданских правах и свободах.
Реформа крестьянской общины. Крестьяне получали право свободного выхода из общины и создания отрубного хозяйства (собственное владение на территории села) путем ликвидации чересполосицы или переселения на хутор на правах наследственной собственности. Однако консервативные менталитет и общинная психология крестьянства привели к тому, что из общинного землепользования за период 1907-1914 годов вышли всего 26% общинных дворов (2,5 млн домохозяйств), что составляло 22% общинных земель; как правило, бедные крестьяне после выхода из общины продавали надел или переселялись за Урал на новые земли. Также реформа не учитывала специфику природной аграрной зональности и зачастую применялись методы насильственного разрушения общины.
Отруб —это земельный участок, выделенный в ходе столыпинской аграрной реформы 1906 года из общинной земли в единоличную собственность крестьянина.
Хутор – это отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.
Формировалась система крестьянской кооперации. Столыпин предпринял попытку трансформировать общину через развитие сельскохозяйственной, кредитной и потребительской коопераций: например, в 1917 году в России насчиталось 54 тысячи кооперативов (25 миллионов крестьян), включая 16 тысяч кредитных кооператоров (10 миллионов пайщиков).
Формировалась система государственной поддержки и стимулирования фермерского крестьянского хозяйства. В этой системе выделяются три направления: деятельность Крестьянского поземельного банка, получившего право иметь земельный фонд (удельные, казенные и купленные у помещиков земли), и продавать землю крестьянам – хуторянам и отрубникам – по льготным кредитам; за время реформы при содействии Крестьянского банка крестьяне приобрели 10 миллионов десятин земли, а ссуд было выдано на 1 млрд. золотых рублей, причем Крестьянский банк занимал ведущее место в системе аграрного ипотечного кредита, а также играл значительную роль на рынке ценных бумаг. В 1917 году на долю Крестьянского банка приходилось 24% ипотечных облигаций, выпущенных ипотечными учреждениями Российской империи; развивалась система акционерных коммерческих земельных банков, которые предоставляли агрокультурный, землеустроительный, ипотечный и мелиоративный кредит; крестьянским фермерским хозяйствам предоставлялись государственные субсидии, дотации и кредиты.
Крестьянский поземельный банк — это государственное кредитное учреждение, которое в 1882—1917 годах работало в Российской империи. Банком выдавались долгосрочные ссуды крестьянам на покупку частновладельческих земель.
Переселенческая политика, преследовавшая три цели: смягчить аграрное перенаселение в центральных районах страны; через крестьянскую колонизацию подготовить условия для промышленного освоения Дальнего Востока и Сибири; создать на Дальнем Востоке и в Сибири крестьянскую фермерскую систему. Для переселенцев правительством были установлены большие льготы для осуществления переезда и обустройства на новом месте: сниженные цены на железнодорожные билеты, освобождение на пять лет от налогов, ссуды и кредиты на покупку машин, земли, землеустройство, создание инфраструктурной системы с помощью государства. Экспорт сибирского масла и зерна положительно влиял на внешнеторговый баланс. Всего в 1906 – 1914 годах за Урал переселилось 3,5 миллионов крестьян (18 % возвращенцев).
Одним из ключевых препятствий к прогрессу деревни были слабый уровень агрокультуры и неграмотность производителей. В период реформы крестьяне получали масштабную агроэкономическую помощь. Агропромышленные службы проводили учебные курсы по скотоводству и молочному производству, демократизации и внедрению в сельскохозяйственное производство новых форм. Особое внимание уделялось прогрессу внешкольного сельскохозяйственного образования.