Итоги преобразований Петра I надо рассматривать в контексте его правления. Для России эти годы оказались сложными, поскольку было переходное время. Петр вел войну за выход к Балтийскому морю и одновременно менял всю общественно-политическую систему в государстве.
Петр осуществлял преобразования с расчетом, что это временные меры на военный период. Однако вышло так, что эти меры оказались долговечными. Правитель действовал на скорую руку, поэтому итоги реформ оказались спорными, в частности, из-за того, что часто вводились административными методами в спешном порядке.
Реформы государственного управления
Петром была создана система управления, без принципиальных изменений просуществовавшая до Февральской революции. Это подтверждает, что меры по преобразованию государственной машины были успешны и своевременны.
В основу был положен принцип камерализма. Его главные составляющие:
- функциональная организация управления;
- коллегиальность с точным определением обязанностей;
- четкая система канцелярского труда;
- единообразие чиновничьих штатов.
Работу чиновников регулировали специальные регламенты. В 1719-1724 годах оформился Генеральный регламент, определявший принципы функционирования государственного аппарата, имевший большие сходства с воинским уставом.
В новых учреждениях утвердилась вера во всесилие инструкций, расцвел культ бюрократических распоряжений. Петр I считается отцом бюрократии в России.
Многие историки считают административные преобразования слабейшим местом реформ.
Под жесткий государственный контроль попала церковь. В данной сфере мероприятия были направлены на мобилизацию церковных ресурсов на государственные нужды. Задачей власти был слом церкви как самостоятельной силы. Государь опасался союза оппозиции с духовенством. Был восстановлен Монастырский приказ и в его распоряжение передавалось все церковное имущество.
Петровские реформы в военной сфере
Петр создал регулярную армию, одержавшую в XVIII веке множество блестящих побед. Это была армия по европейским образцам, успешно конкурировавшая с армиями других государств. Император ввел рекрутскую систему набора: определенное количество дворов поставляло в армию определенное количество бойцов. Эта система просуществовала до второй половины XIX века, когда была заменена на всеобщую воинскую повинность.
Император организовал постоянный регулярный морской флот, блестяще проявивший себя в годы войны со Швецией. Благодаря деятельности царя в этом направлении Россия стала морской державой.
Реформы в сфере налогообложения
Создание армии и флота требовало развития промышленности. Мануфактуры и заводы нельзя построить без капиталовложений. Деньги правительство могло получить только путем фискальной реформы. Была введена постойная повинность. Страну покрыла сеть гарнизонов, кормящихся за счет населения.
Эффективным способом наполнения казны стала подушная подать (1719 - 1724). С 1718 по 1722 г. проводилась ревизия.
Ревизия – это перепись населения, в ходе которой чиновники вносили в особые книги сведения о потенциальных налогоплательщиках.
До Петра налоги платились с двора, а теперь их платили «ревизские души».
Изменения в социальной сфере
Для обеспечения необходимого количества «воинских чинов» и рабочей силы требовалась перестройка социальной структуры общества.
Петр ликвидировал категории селян: отменялось деление на поместных и вотчинных крестьян, затем не стало патриарших и церковных крестьян. Теперь существовали крепостные, дворцовые и государственные крестьяне.
Петр поощрял развитие заводов, освоение месторождений полезных ископаемых. Он поощрял городскую жизнь и торговлю, понимая, что от них зависят экспорт и импорт товаров.
Эти меры имели также оборотную сторону. Поощряя развитие торговли, император облагал высокими налогами купцов. Мануфактуры и заводы были основаны на крепостном труде: жители целых деревень прикреплялись к производству.
Нельзя сбрасывать со счетов отрицательные итоги реформ. Преобразования проходили за счет эксплуатации населения, причем всех слоев общества, от крепостных крестьян до дворян.
Изменения произошли в среде дворянства. Петр уничтожил думную аристократию – перестал делать в Боярскую думу новые назначения, и думные чины вымерли. Служилые люди «по отечеству» были превращены в шляхетство. На юге страны некоторая часть служилых людей «по отечеству» и почти все служилые люди «по прибору» стали государственными крестьянами. При этом появилась переходная категория однодворцев.
Однодворцы - лично свободные люди, владеющие одним двором.
Целью преобразований была консолидация дворян в единое сословие, несущее определенные государственные повинности. Некоторые историки говорят о «закрепощении дворянства». Чтобы заставить аристократов служить Отечеству, надо было лишить их материальной независимости. В 1714 году вышел «Указ о единонаследии». Ликвидировалась поместная форма землевладения, оставалась только вотчинная, но вотчины отныне именовались поместьями. Право наследования получал старший сын. Все остальные становились лишенными средств к существованию, и были вынуждены поступать на государственную службу.
В службе вводился новый критерий: принцип личной выслуги. Он в четком виде выражен в «Табели о рангах». В основе карьерного роста легло правило подъема от чина к чину по служебной лестнице. Чины делились на четыре категории:
- Штатские;
- Воинские;
- Морские;
- Придворные.
Достигшие 8-го класса служащие получали потомственное дворянство.
Теоретически стать аристократом в результате службы мог теперь любой лично свободный человек. Это давало лицам из низших слоев возможность подъема по социальной лестнице. В то же время усиливалась власть монарха и значение государственно-бюрократических учреждений. Дворянство попадало в зависимость от произвола властей и чиновничьего аппарата, которые контролировали все продвижения по служебной лестнице.