Национальные проблемы СССР – это проблемы взаимоотношений между представителями различных народов и республик СССР.
Причины национальной проблемы
В 1980-х гг. отношения между народами, входившими в состав СССР начали обостряться. В основе кризиса национальных отношений лежали такие причины:
- бюрократическая унификация всех общественных сфер, проводимая долгое время, отрицательно сказалась на состоянии этнокультурной сферы: лозунг «социалистического интернационализма» прикрывал великодержавный космополитизм, вызывавший неприятие у всех национальностей;
- за период советской власти представители многих народов ощущали несправедливое отношение (депортации, гонения на национальную культуру и т.д.) – перестройка была возможностью проведения новой национальной политики;
- еще 1918-1920 гг. руководством была допущена ошибка, вызвавшая противоречие между национальным составом населения и государственной структурой СССР, так как при том, что в стране проживало более 100 больших и малых национальностей, только 14 из них получили свою союзную республику, другие же имели только различного уровня автономии, а некоторые не получили даже их; поэтому вполне закономерным было стремление народов «выровнять права», к тому же «титульные» народы на своих территориях имели больше преимуществ и возможностей в политической, экономической, социальном, этнокультурном развитии по сравнению с другими народами;
- национализм выступал как мощный инструмент, используемый местными элитами в борьбе против центрального правительства за контроль за республиканскими ресурсами в планируемой экономической реформе.
Накопление этих факторов привело к тому, что национальные проблемы начали открыто проявляться в общественной жизни в 1988-1991 гг. в виде кровавых конфликтов на различных территориях: Азербайджан (Карабах и Сумгаит, 1988 г.), Казахстан (Новый Узен, 1989 г.), Узбекистане Фергана, 1989 г.), Молдавии (Кишинев, 1989 г.), Южная Осетия (Цхинвал, 1990 г.).
Количество погромов и жертв в них возрастало с каждым годом, поэтому межэтническая нестабильность все чаще становилась причиной эмиграции из СССР.
Попытки решения национальных проблем
Впервые на пленуме ЦК КПСС национальный вопрос был поднят в 1989 г. Принятый документ «О национальной политике партии в современных условиях не только не содержал никаких новых методов решения проблем, но эти решения, как считается, еще больше усугубили национальный вопрос. Только в апреле-мае 1990 г. Верховный Совет СССР принял законы, которые должны были нормализовать межнациональные отношения:
- “Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР”,
- “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР”,
- “Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик”.
Правда эти закны появились тогда, когда центральная власть была недостаточно сильна, а обстановка требовала твердой политической воли и решительных, немедленных действий. В результате по всем аспектам национальной проблемы правительство страны принимало решения слишком поздно, а если и действовало вовремя, то достаточно вяло. Особенно это проявлялось в Прибалтике, Средней Азии, Закавказье. Неэффективность мероприятий М.С. Горбачева по национальному вопросу стал одним из причин постоянного спада его политического авторитета и влияния.
Националисты во всех регионах имели аналогичный набор идей. Поначалу использовались мотивы проблем в экологии. Естественная реакция на вредные последствия от развития индустрии, несущие угрозу для природной среды и здоровья за пределами РСФСР трансформировалась в заботу о сохранении этнической среды, а пренебрежение экологической безопасностью со стороны союзных организаций – представлялось безразличием к судьбе нерусских народов. Подобным же образом менялись идеи национального возрождения. Внезапно «обнаружилось», что все нерусские народы оказались в состоянии глубочайшего культурного упадка, деэтнизации и на грани исчезновения. Причинами этого назывались «зловредная» политика центрального советского правительства. В сознание населения республик активно внедрялась идея о неравном экономическом обмене (в пользу «центра») и возможности скорого улучшения социально-экономической ситуации при условии самостоятельного ведения хозяйства.
Большое внимание уделялось обоснованию идеи о насильственном захвате СССР (до него – Россией) тех государств и земель, историческими наследниками которых считали себя советские республики, претендовавшие на независимость. Согласно этой идее считалось, что:
- русские и СССР были и есть оккупанты;
- пребывание республик в составе СССР – незаконно;
- восстановление же исторической справедливости требует независимости.
Одна из основных исторических идеологем состояла в обвинении русского народа в преступлениях и пороках сталинизма. Следствием этого стала немыслимых размеров демонизация исторического образа России как страны-агрессора.
Такая русофобия в республиках закономерно вызвала соответствующую ответную реакцию в РСФСР: на сентябрьском пленуме ЦК КПСС в 1989 г. союзному руководству был «предъявлен счет» за бедственное положение России, которая была в состоянии финансовой, ценовой, экономической дискриминации. Горбачев и его окружение же не предложили никакого адекватного варианта разрешения этих противоречий. Поддерживая суверенизаторские настроения в республиках, М.С. Горбачев твердо стоял за «интеграционную особенность» русских» и был против создания компартии РСФСР и полного статуса России как союзной республики.
По другому пути развивались события в Прибалтике, где на протяжении многих лет в основе национальных движений стояла идея независимости от СССР. В 1988 г. они потребовали «внести ясность» в события 1939-1940 г., когда они были присоединены к СССР. В конце 1988 года в Прибалтике были приняты законодательные акты, которые придавали местным языкам статус государственных, а сессия ВС Эстонии приняла «Декларацию о суверенитете» и дополнения к Конституции, которые позволяли приостанавливать или устанавливать пределы действия союзных законов. Позднее такие же законодательные акты приняли Литва и Латвия.
В декабре восемьдесят девятого на II Съезде народных депутатов Прибалтика добилась осуждения советско-германского договора , заключенного в 1939 г. В марте девяностого года Верховный Совет Литвы принят акт «О восстановлении независимого Литовского государства»: Литовская ССР переименовалась в Литовскую республику, а Конституция СССР отменялась на ее территории, а вместо нее принимался Основной Закон Литовской Республики на базе Конституции 1938 г. Позже то же самое произошло в Латвии и Эстонии.
Таким образом, Прибалтика была первой, кто отсоединился от СССР, а позже такие же процессы произошли во всех остальных республиках СССР.