События после роспуска I Государственной думы
После роспуска Государственной Думы власти принимали меры по обузданию недовольство народа. Органы правопорядка прибегали к репрессивным действиям, ограничивалась свобода деятельности прессы, проводились разъяснительные мероприятия по дискредитации парламентаризма. Важная роль в системе противодействия революционным выступлениям отводилась и преследованием бывших членов Государственной Думы. Под разными предлогами власти пытались арестовать и изолировать от общественности экс-депутатов.
Попытки помешать экс-депутатам продолжить политическую деятельность встретили большое недовольство избирателей. Народ и после роспуска Думы относился к ним как к своим избранникам и оказывал сопротивление попыткам преследования парламентариев. На имя императора и премьер-министра массово поступали постановления крестьянских сходов и резолюции митингов, в которых люди настаивали на освобождении арестованных членов Государственной Думы, при этом напоминая, что депутаты должны пользоваться правом личной неприкосновенности.
В условиях высокой политической активности населения и готовности всячески поддерживать этот момент в обществе формировались надежду на успешное решение проблем следующим созывом Государственной Думы.
Выборы во II Государственную думу
Выборы во Вторую Думу состоялись в январе 1907 года. Путем различных административно-правовых манипуляций, пропагандистских акций и репрессий правительство пыталось получить желаемые для себя результаты народного волеизъявления. От выборов устранили крестьян, которые не рассчитались с долгами перед Крестьянским банком, рабочим часто запрещали участвовать в выборах по городской курии, назначали перевыборы, если не проходил желаемый кандидат в депутаты.
Однако несмотря на все усилия властей состав новой Думы оказался еще менее приемлемым, чем в первом созыве.
Левые партии в условиях ослабления революционных выступлений на этот раз не отказались от участия в выборах и протестный электорат активно поддержал их. 17% членов Государственной Думы второго созыва составляли представители различных социалистических течений: социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты и другие.
Усилилось представительство трудовиков – беспартийных, которые выступали за радикальные реформы – с 18 до 20%. Ухудшились позиции либералов – партия конституционных демократов получила 24% поддержки вместо 38% в первой Думе. Ухудшили результат и октябристы – с 8% до 7%. Правда в Думу на этот раз попали крайне правые, получив 63 депутатских места. В общем оппозиционные к власти силы охватили 68% состава законодательного органа.
Аграрный вопрос
Как и в Думе предыдущего созыва, острую полемику вызвал аграрный вопрос. Представители крупных землевладельцев активно отстаивали принцип неприкосновенности частной собственности. При этом они подчеркивали высокий уровень экономической эффективности помещичьих хозяйств и агротехническая отсталость сельского хозяйства. У противников крупного землевладения также нашлись достойные аргументы. Они заключались в предоставлении данных о низком агротехническом уровне большинства помещичьих хозяйств и степень их финансовой задолженности, значительные расходы из государственной казны на поддержку помещиков и тому подобное. В качестве аргумента за отмену крупного землевладения выступало также и ужасное материальное положение крестьянства, обусловлено малоземельем и экономическим эксплуатацией со стороны государства и помещиков.
Органы правопорядка пытались не допустить санкционирования Думой революционных по характеру изменений и прибегали к давлению на народных избранников.
Вторая Дума не оправдала надежд российского царизма, она, как и ее предшественница, не стала идти на уступки самодержавию, отстаивая курс на радикальное реформирование государственно-политической и социально-экономической жизни.
С лета 1906 года царское власти мечтали о послушной, наполненной своими сторонниками представительном учреждении. Однако забастовочное движение и массовые крестьянские выступления в период деятельности первой и второй Государственной Думы заставлял тянуть с политическим переворотом и закреплением победы над революцией. Только, когда вторая Дума вплотную подошла к законодательного решение аграрного вопроса, правительственные круги не стали медлить и быстро начали искать повода для роспуска народного представительства и готовить новый проект избирательного закона.
Роспуск Государственной думы
Формальным поводом для прекращения деятельности парламента послужило обвинение социал-демократов в подготовке государственного переворота. 3 июня 1907 вышел манифест о роспуске второй Думы и изменения в избирательном законодательстве.
Уже с мая органы правопорядка и войска готовились к подавлению массовых выступлений, которые могли возникнуть в связи с политическим переворотом. Сразу после роспуска Думы на улице были выведены усиленные наряды полиции и военные подразделения, армейские части взяли под охрану объекты железнодорожного транспорта.
Губернаторы губерний выдали постановление о запрете всех проявлений недовольства политикой властей, за которые угрожали тюремным заключением.
С объявлением манифеста о роспуске Думы начались массовые аресты, обыски и ликвидация общественных учреждений и издательств. Преследованиям подверглись бывшие депутаты второй Думы и их выборщики. За ними устанавливался постоянный надзор полиции, в случае участия в антиправительственных акциях им угрожали аресты и ссылки. Различных гонений претерпела периодическая печать.
Опубликование материалов политического содержания грозило наложением штрафов и даже закрытием периодического органа. Волна расправ продолжалась и в дальнейшем, создавая благоприятные условия для пропагандистской деятельности сторонников политического курса российского правительства.
Консервативные помещичьи круги требовали от императора в течение нескольких лет не созывать очередную Государственную Думу. Но напряженная внутриполитическая ситуация заставила царя и правительство назначить выборы, национального технического университета. Правда уже по новому законодательству. Последнее лишало избирательных прав значительную часть населения и было призвано обеспечить избрание в Думу только крупных землевладельцев, высокопоставленных чиновников и промышленников.
Новое законодательство о выборах еще больше углубило неравенство в правах различных сословных категорий населения. Более чем вдвое сокращалось количество выборщиков от промышленных рабочих и крестьянства. В то же время, увеличивалось число выборщиков от землевладельческой курии. В губерниях сохранялось высокое количество представителей помещичьего слоя – им выделялась абсолютное большинство мест в избирательных собраниях. При таких условиях избрания в Государственную Думу представителей широких слоев населения, оппозиционные к власти политики фактически исключались.