Зарождение русского либерализма
Либерализм в России был заложен просвещенным абсолютизмом императрицы Екатерины II (особенно ее «Наказом»), развит в трудах Новикова и Радищева, а затем распространен реформаторскими усилиями Сперанского и идеями декабристов. Как политическая программа, либерализм сформировался только в середине 1850-х годов, в связи с расширением интеллектуального пространства при Александре II. Отбор либеральных доктрин, адаптированных к российским условиям, осуществлялся различными общественными деятелями, представляющими самые разные традиции.
Либерализм в России XIX века воплотился в лице Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904 гг.) и Константина Дмитриевича Кавелина (1818-1885 гг.).
Либерализм Чичерина
Ведущий представитель раннего русского либерализма Борис Чичерин сочетал либеральные идеи с идеями национального строительства и нации как модернизирующего феномена. Молодой Чичерин в годы становления либерализма 1850-х годов, использовал инструментальный подход к либерализму. При этом либерализм служил конкретной цели – объединить людей и сформировать сообщество активных граждан, чтобы Россия могла модернизироваться. Чичерин был озабочен формированием современного национального государства, а не установлением народного правления или всеобщих политических прав. В этом смысле его мышление хорошо вписывается в то течение, которое в контексте Османской империи было названо модернистским национализмом.
Борис Николаевич в годы своего становления черпает твердую убежденность в фундаментальном законе истории, состоящем из движения духа единства к двойственности и возврате от двойственности к единству». Его философия истории основана на концепции исторического прогресса человечества, которая нашла наиболее полное философское выражение в системе Гегеля.
Много внимания Чичерин уделял теме свободы. Он считал, что свободная деятельность индивидов – бессознательный инструмент.
Субъективная свобода – это инструмент исторического движения, окончательность которого состоит в реализации объективных определений свободы, высшим выражением которой является Государство.
Однако субъективная свобода, атрибут человека как разумного существа, не может быть сведена к уровню простого инструмента, она всегда остается самоцелью. Задача истории – примирить два принципа: объективную свободу и субъективную свободу. Прогресс ума происходит последовательно, историческое движение не может отрицать прошлое, оно поднимает его на более высокую ступень и сохраняет его в настоящем.
Для Чичерина наиболее важными были два принципа:
- Принцип порядка.
- Принцип свободы.
Эти принципы постоянно противоречат друг другу, при том что оба они вписаны в человеческую природу. Народы стремятся следовать обоим, так как они необходимы для их развития. История – это постоянная попытка примирить несовместимое.
Государство – это высший союз, который, объединяет в себе все цели человека. Ему предстоит разрешить постоянное противоречие между двумя противоположными принципами. Государство – сложный организм; в нем сочетаются различные и даже противоречивые элементы, которые могут объединиться, только ограничившись друг другом. Свобода должна подчиняться власти, закону, порядку; и наоборот, власть должна быть ограничена в пользу свободы, дав последней пространство, которого она заслуживает, и даже возможность влиять на общие дела.
Чичерин как убежденный западник
Западнизм Чичерина уходит корнями в его философию истории. Концепция истории как прогресса человечества отражает принадлежность Чичерина к западным традициям русской философии: он убежден, что историческое развитие всех народов подчиняется одним и тем же законам и что все государства проходят через одинаковые социальные этапы в их развитии.
Все государства современной Европы живут одной и той же исторической жизнью, каждое по-своему развивает общий принцип – принцип свободы. Чтобы выйти из состояния анархии и раздробленности средневековья, все европейские народы должны подчиниться королевской власти, единственной, способной бороться с частными силами для установления государственного порядка.
Россия следует тому же образцу. Однако, к своему несчастью, в силу прежде всего географических особенностей, монархия принимает форму самодержавия, единственного, способного обеспечить сплоченность бесконечных пространств и населения, рассеянного в едином государстве. Поэтому в России монархия была отправной точкой и ориентиром всего исторического развития жизни народа. Поэтому Чичерин видел в автократии верх монархии.
Взгляды К. Д. Кавелина на государство
С 1840-х годов развитие теории обычного права шло особенно активно. Попытки связать развитие права с государством были предприняты Кавелиным. Именно он подчеркнул тесную связь законодательных актов и обычаев. По его мнению, законодательные акты должны изучаться применительно ко всей повседневной жизни, в которой рождаются отдельные юридические факты, и в которых нужно искать единство в случае отсутствия между ними прямой связи.
Взгляды К. Д. Кавелина на государство отражали идеи европейских либералов. В отличие от Чичерина, Кавелин полагал, что принципы институционального дизайна европейских государств невозможно перенести в Россию. В частности, неразвитость правового сознания не позволяет России следовать по стопам европейского либерализма.
Кавелин отмечал, что России необходимы административные преобразования, но без нарушения принципа самодержавия. По его словам, Россия
"есть единственная страна в мире, где возможен твердый законный порядок и широкие гражданские свободы при полноте самодержавной власти".
Именно централизация системы управления должна была положить конец бюрократическому произволу, что позволило бы качественно улучшить положение дел в Российской империи. Важно отметить, что именно монархию Кавелин считал наиболее оптимальной формой правления для социально-политического развития России.