«Хождение в народ»
Зарождение социал-демократии в России относится к последней трети $XIX$ в. В $1882$ г. Плеханов Г.В. перевел «Манифест коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса на русский язык. Через год Плеханов организовал группу Освобождение труда в Женеве, а затем Союз русской социал-демократии за границей.
Таким образом, именно с Плехановым связано организационное и идейное появление социал-демократии в России. На взгляды Плеханова оказали внимание революционные демократы – Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Белинский.
В $1860-1870$-е гг. в Российской империи появилась идеология революционного народничества. Отмена крепостного права не изжила феодальные пережитки, собственность на землю оставалась у дворян. Поэтому «хождением в народ» революционеры надеялись настроить крестьянство на борьбу.
Плеханов также участвовал в «хождениях», он был одним из руководителей народнической группы «Земля и воля».
Отметим, что Плеханов был против террора, направленного на чиновников, «Земля и воля» раскололась, Плеханов возглавил «Черный передел».
Изучение идей европейских социал-демократов изменило взгляды Плеханова. Если народники считали, что благодаря крестьянской общине Россия может пропустить этап капитализма и сразу перейти к социализму, то социал-демократия предполагала последовательное изменения социально-экономических стадий.
Народники-пропагандисты
Народники делились на $3$ группы:
-
Пропагандистов возглавлял Лавров П.Л. Они полагали, что предварительно необходимо разработать революционную программу и пропагандировать идеи революции среди крестьян и других слоев общества.
Но в пропаганде среди крестьянства были огромные трудности, так как большинство крестьян оставались неграмотными. Именно поэтому народники пришли к идее «хождения в народ», перемещения по селам и пропаганды среди крестьянства путем бесед. Опыт хождения в целом был полезен для революционеров, но его прямая цель провалилась.
-
Народники-заговорщики
Провал «хождения в народ» убедил некоторых революционеров в невозможности поднятия масс на революцию. Таким образом, вторая группа народников называлась заговорщики. Ими руководил Ткачев П.Н. Заговорщики полагали, что двигателями революции могут быть только интеллигенты, они должны были организовать заговор и свергнуть императора. Затем должно быть сформировано революционное правительство, первейшей задачей которого станет освобождение общества от любого вида гнета.
-
Народники-анархисты
Последним ответвлением народничества было анархическое. Его руководителями были Бакунин М. А., Кропоткин П.А.
По мнению народников-анархистов русское общество давно было готово к революции, его только необходимо подтолкнуть. Анархисты предполагали полное уничтожение государства как института, вместо него должны были сформироваться общины, связанные между собой договорами, независимые.
Неудачи пропаганды идей революции в массах, неявные результаты индивидуального террора привели к укреплению позиций марксизма и социал-демократии европейского толка. Как сказано выше, социал-демократы считали капитализм обязательным этапом, а крестьянскую общину – нежизнеспособным пережитком. Социалисты видели будущее за пролетариатом.
Появление социал-демократической партии
В $1895$ г. Образовался Союз Борьбы за освобождение Рабочего класса. В $1898$ г. В Минске произошел первый съезд Российской социал-демократическй рабочей партии, в том же году был создан Манифест РСДРП. Автором Манифеста стал Струве П.Б.
Документы и программа РСДРП были приняты в Лондоне позднее, в $1903$ г. Съезды партии проходили за рубежом, т.к. в России оппозиция была под запретом до $1905$ г. Социалистические преобразования были объявлены целью РСДРП. Под ними подразумевалось:
- Ликвидировать эксплуатацию капиталистов
- Обобществить средства производства
- Установить диктатуру пролетариата
Под первейшими задачами принималось:
- Свержение самодержавия
- Установление республики