Социально-политическая жизнь России второй половины $XIX$ и начала $ХХ$ вв. разнообразна и представлена многими течениями, школами, направлениями. Это были славянофилы, западники, революционеры-демократы, народники, анархисты, марксисты и т.д.
Славянофилы и западники
Видными представителями славянофильства были:
- братья Аксаковы,
- И. В. Киреевский,
- Ю. Ф. Самарин,
- А. С. Хомяков.
Суть их идей сводилась к возврату в «общинное начало» в русском обществе. И только это, полагали славянофилы, поможет навести политический и правовой порядок в России, не оглядываясь на страны Западной Европы.
Взглядам славянофилов противостояли западники, из которых можно выделить:
- П. В. Анненкова,
- И. В. Вернадского,
- Т. И. Грановского.
Они считали наиболее приемлемым для России путь развития по образцу Западной Европы. Выступали за отмену крепостного права.
Революционеры-демократы
Из них стоит выделить А. И. Герцена, В. Г. Белинского, П. Г. Чернышевского.
Герцен был убежденным социалистом. Для утверждения социализма в России необходимо отказаться от крепостничества и антинародной политики. И сделать это возможно если не путем радикальных реформ в стране, то путем крестьянской революции.
Белинский как и Герцен был сторонником социалистических идей. Он считал, что народ, и прежде всего крестьянство сможет стать единственной силой самодержавного строя в России.
Другой представитель революционно-демократической мысли Чернышевский также считал приход социализма неизбежным результатом развития общества, в котором развивается индустриальное производство, наука и техника. Он утверждал, что социализм возможен при замене частной собственности общественной. И только революционным путем.
Народничество
Видными представителями народничества являются П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский и др. Народники считали, что переход к социализму в России возможен через крестьянскую революцию, а для этого, как считал Лавров, народник-пропагандист, необходима тщательная подготовка и народа, и его руководителей.
По мнению Ткачева, возглавлявшего народников-заговорщиков, необходимо создать законсперированную организацию, способную к захвату власти и свержению самодержавия, создать в стране одну большую общину-коммуну.
К либеральному направлению народничества относился Михайловский, совместно с Лавровым разработавший идею о свободном выборе «идеала», согласно которой возможно изменить развитие общества в избранном интеллигенцией направлении. Михайловский считал необходимым отказ от террора, и не верил в изменение общественного устройства путем народного восстания, это отличало его от других народников.
Анархизм
Видными теоретиками анархизма были М. А. Бакунин, П. Л. Кропоткин. Бакунин утверждал, что в эволюционном процессе человечества от «царства животности» к «царству свободы» религия и государство стоят на низшей ступени. По его мнению государство - это зло, инструмент угнетения народа, олицетворение тирании. А потому оно требует уничтожения, после чего общество получит независимость и неограниченную свободу.
Кропоткин продолжил развитие идей Бакунина в направлении коммунистического анархизма. Он вывел «биосоциальный закон взаимной помощи», по которому люди должны стремиться к сотрудничеству, а не к борьбе. Но прийти к этому можно только революционным путем.
Марксизм
Помимо В. И. Ленина известными марксистами были Г. В. Плеханов, Н. И. Зибер и др.
Зибер утверждал, что закономерным результатом развития капитализма будет социализм. Плеханов говорил о неоспоримой роли народных масс и личности человека в марксистском учении, о взаимосвязи политики и экономики.
Учение Ленина стало не только продолжением марксизма, но и теоретическим решением почти всех проблем политической жизни России: разработал основы партии нового типа, ее стратегии и тактики, указал роль народных масс в политической борьбе, создал систему мирного сосуществования в странах с различным социально-политическим строем и т. д.