Патриарх Никон (Никита Минин 1605 — 1681) — московский патриарх, с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года наделенный титулом «Великого Государя».
Церковная реформа патриарха, начатая в 1650-х годах, была направлена на изменение существовавшей в Русской Церкви обрядовой традиции для унификации с современной на ту пору греческой. Она вызвала раскол Русской церкви и повлекла за собой появление старообрядчества. В 1666 году Никон был извержен из патриаршества, хотя его реформа была продолжена.
Патриаршество
В апреле 1652 года умер патриарх Иосиф. Патриарший престол сначала был предложен Стефану Вонифатьеву, но тот отказался, понимая, кого хочет видеть патриархом Алексей Михайлович.
В июле 1652 года в Москву из Соловецкого монастыря были привезены мощи митрополита Филиппа — инициатором перенесения был Новгородский митрополит Никон, получивший от царя предложение о замещении патриаршего престола.
25 июля1652 года Никон был возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. В процессе интронизации Никон вынудил Алексея Михайловича дать обещание не вмешиваться в церковные дела. Царь и народ дали клятву «послушати его во всем, как начальника и пастыря и отца краснейшаго».
Реформаторская деятельность
Долго изучавший греческие и византийские тексты и участвовавший в дискуссиях «Кружка ревнителей благочестия» (к которому также принадлежал и протопоп Аввакум), Никон полагал важным привести православные обряды и книги русской церкви в соответствие с греческими.
Накануне Великого поста 1653 года Никон дал предписание совершать крестное зна́мение тремя пальцами, что противоречило акту Поместного Стоглавого Собора 1551 года, закрепившему двоеперстие. Затем Никон продолжил проведение реформы. Собор 1654 года начал дело унификации московских книг по греческим образцам, напечатанным на Западе в XVI веке. И если определения этого Собора были согласованы на Константинопольском Соборе под председательством Патриарха Паисия, то решения поместного Московского собора в 1656 году, на котором крестящихся двумя перстами объявили еретиками, противоречили ему. Спешная анафема на Соборе 1656 года на крестящихся двумя перстами стала главной причиной Раскола XVII века.
Устоявшееся в народе и среди части священства мнение о «превосходстве» русского благочестия над греческим, которое появилось в Северо-Восточной Руси после Флорентийской унии и падения Константинополя, а также резкость реформаторов привели Русскую церковь к расколу на сторонников Никона и его противников – старообрядцев, лидером которых был Аввакум.
Строительство храмов и монастырей
Важным направлением деятельности Никона было основание монастырей. В 1653 году на островах Валдайского озера были построены деревянные здания Иверского монастыря. В 1655 году был заложен Успенский собор.
В 1656 году патриарх добился у Алексея Михайловича разрешения на основание монастыря на Кий-острове, получившего известность как Онежский Крестный монастырь. Строительством на острове в 1656-1659 годах руководили доверенные лица патриарха – старцы Исаия и Нифонт Теребинский, и стольник Василий Парамонович Поскочин. В 1656 году Никон основал Новоиерусалимский монастырь, ставший подмосковной резиденцией патриархов. Он был построен на земле села Воскресенского. По замыслам Никона, он был должен стать центром православного мира.
Опала и извержение из священства
Алексей Михайлович почитал Никона, доверял его советам в деле государственного управления, а во время войны с Речью Посполитой (1654—1667) и долгого отсутствия де-факто оставлял патриарха во главе правительства. По велению царя к титулу «Великий Господин» был добавлен титул «Великий Государь». Это вызывало недовольство бояр, не желавших утратить возможность влиять в своих интересах на царя, и многих духовных лиц.
Патриарх Никон противодействовал посягательству гражданского правительства на его полномочия и юрисдикцию. Особенный протест был вызван принятием Соборного уложения 1649 года, умалившего статус духовенства и фактически поставившего Церковь в подчинение государству. Доходы от монастырских вотчин переходили к учрежденному Монастырскому приказу и поступали в казну государства; мирские суды стали разбирать дела, ранее относившиеся к ведению церковных судов.
Вследствие указанных причин и интриг части бояр и духовенства, имевших на царя влияние и настроенных враждебно к Никону, между царём и патриархом произошло охлаждение. 10 июля 1658 года Никон оставил Москву в качестве протеста: не отказавшись от кафедры, он удалился в основанный им Новоиерусалимский монастырь.
Однако причиной размолвки, была также философская деятельность Никона. Пользовавшийся в ранние годы царя его уважением, патриарх разработал концепцию, выдвинув тезис «священство выше царства», основанный на идее, что светский закон не может быть выше церковного.
В 1660 году на Московском Соборе было решено лишить Никона архиерейства и священства. Однако суд не состоялся, поскольку дело решено было передать на суд восточным патриархам.
Приглашённые в 1662 году патриархи длительное время не прибывали в Москву. Только в ноябре 1666 года с участием Макария Антиохийского и Паисия Александрийского открылся поместный собор Русской церкви. На тот момент оба патриарха считались лишёнными кафедр решением Константинополького Собора (в вину вменялось продолжительное отсутствие в своих патриархиях, произошедшее из-за просьбы русского царя принять участие в Большом Московском соборе), однако в Москве это известие получили уже после суда. Позднее, по просьбе Алексея Михайловича Константинопольский патриарх отменил свои решения о лишении кафедр Антиохийского и Александрийского патриархов.
12 декабря 1666 года состоялось заключительное, заседание Собора по делу Никона.
Монах Никон был извержен и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, откуда после смерти царя Алексея Михайловича переведён в Кирилло-Белозерский монастырь под более строгий надзор.