Раскол Русской церкви – это церковный раскол, который начался в 1650-х гг. и был спровоцирован церковной реформой патриарха Никона.
Предыстория
Христианская религия пришла на Русь из Византии, что обусловило ее восточную, православную направленность. Поначалу всеми церковными иерархами на Руси были выходцы из Византии; оттуда же привозились церковные книги, иконы и прочие святыни. Таким образом, русские православные обряды и традиции должны были соответствовать греческим. Однако, к XVII в. оказалось, что церковные традиции на Руси отличаются от общемировых - как западных, так и восточных, потому что при переводе и неоднократной переписи книг появлялись описки и разночтения. Таким образом, на Руси крестились двумя перстами, а в других странах – тремя, службы же велись по принципу «многоголосья» (одновременно службу вели и священник, и дьяк, и певчие, и прихожане») в результате чего было сложно что-либо разобрать.
Алексей Михайлович понимал, что необходимо реформировать устаревшую систему. Основными причинами этой необходимости можно назвать следующие:
- социальный кризис, который был вызван желанием правительства ограничить права и привилегии церкви;
- церковный кризис, появившийся вследствие низкого уровня профессионализма духовенства, различиями в обрядах, толковании содержания священных книг;
- внешнеполитические интересы, которые заключались в стремлении Алексея Михайловича стать наследником Византии как в религиозных, так и в территориальных вопросах, а для этого надо было восстановить и унифицировать церковные обряды в соответствии с греческими образцами.
Для проведения данной реформы Алексей Михайлович выбрал патриарха Никона.
Патриарх Никон
Никон (Никита Минов) родился в 1605 г. в крестьянской семье под Нижним Новгородом. Отец отдал учится его грамоте и Священному Писанию, после чего будущий патриарх поселился в Макариев-Желтоводский монастырь для дальнейшего изучения церковных обрядов. По настоянию родителей он женился и принял сан священника, но после смерти своих детей в 1635 г. он ушел в монастырь и убедил жену сделать также. Во время поездки в Москву в 1646 г. обратил на себя внимание Алексея Михайловича, в результате чего царь велел остаться ему в Москве, и Никон был посвящен в архимандриты Новоспасского монастыря. Будучи во главе братства Новоспасской обители, Никон входил в кружок «ревнителей благочестия», члены которого стремились оживить религиозно-церковную жизнь, улучшить нравственность людей, распространить просвещение. Параллельно с этим он приблизился к царю, приезжая к нему каждую пятницу для бесед и советов по духовным и даже государственным делам.
В 1652 г. умирает патриарх Иосиф. Новым патриархом Московским и Всероссийским становится Никон. Во время церемонии Никон убедил Алексея Михайловича дать обещание не вмешиваться в дела Церкви.
Содержание и итоги церковной реформы Никона
Уже в следующем году Никон при поддержке царя приступает к осуществлению реформы. В первую очередь он считал необходимым привести русские обряды и книги в соответствие с греческими, что неоднократно обсуждалось им в «Кружке ревнителей благочестия».
Перед Великим постом в 1653 г. он повелел совершать крестное знамение тремя перстами, а это противоречило установлениям Поместного Стоглавого Собора 1551 г. Позже, на Соборе 1654 г., Никон дал начало деятельности по унификации московских книг по греческим, изданным в XVI в. на Западе. В этом же году прошел Константинопольский собор, на котором решения Собора 1654 г. были согласованы, а все, кто крестится двумя перстами, были преданы анафеме.
Итак, основными положениями реформы были:
- замена двуперстия на троеперстие, вызвавшее самый большой резонанс;
- замена написания имени Христа «Исус» на «Иисус»;
- замена земных поклонов поясными;
- направление движения во время крестного хода теперь совершалось против солнца, а не по солнцу как раньше;
- произнесение во время церковной службы «Аллилуйя» три раза вместо двух;
- введение понятия «православие».
Уже во время проведения реформы Никон начал подвергаться критике. По его просьбе Алексей Михайлович созвал Собор под предводительством царя и патриарха, в 1654 г. На Соборе было признана необходимость исправления русских церковных книг и обрядов по греческим образцам.
В апреле 1656 г. Никон созвал Собор русских епископов, на котором было принято решение об отлучении и проклятии тех, что крестится двумя пальцами. Именно это положение стало центральным пунктом раскола Русской церкви.
Движение противников реформ возглавили протопоп Авакуум, Лонгин, инок Епифаний, поп Никита Пустосвят и пр. Тех, кто отказывался следовать новым положениям, стали называть старообрядцами. Старообрядцы жестоко преследовались властями: епископ Коломенский и Каширский Павел был сослан и после сожжен. Сами же старообрядцы объединялись в общины и удалялись в окраинные и пустынные области страны, скрываясь от преследований. Если их поселение (скит) находили, то они предпочитали смерть - обычно они совершали массовое самосожжение. Лидер же старообрядцев – протопоп Авакуум – провел в ссылке 11 лет, после чего был публично сожжен.
Со старообрядцами связано еще два известных эпизода русской истории. Первый – это восстание в Соловецком монастыре, чьи монахи отказались принимать новую реформу. Оно началось в 1668 г. и продлилось до 1676 г., когда монастырь был взят царскими войсками. Второй – это сопротивление новым обрядам боярыни Феодосии Морозовой, представительницы одного из аристократических родов Москвы. В результате конфликта с царем она была арестована, лишена имущества, сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и уморена голодом в земляной яме.
Никон начал занимать высокое положение в обществе, вмешиваясь в государственную политику, что вызывало недовольство придворных. Алексей Михайлович начал прислушиваться к своим придворным, которые убеждали его в ошибочности реформы, что в итоге привело к размолвке между Никоном и царем. Алексей перестал появляться на патриарших богослужениях в Успенском соборе и приглашать Никона на государственные приемы. Никон, предприняв поездку по стране, убедился в отрицательном отношении населения к реформе. В 1658 г. он заявил о сложении патриарших обязанностей, но с сохранением сана, и уехал в Новоиерусалимский монастырь, ожидая примирения с царем. Однако Алексей Михайлович созвал Большой Московский собор в 1666 г., где Никона судили за то, что оставил церковь и отрекся от обязанностей без разрешения царя. После этого Никон был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь, а после 1676 г. переведен в Кирилло-Белозерский монастырь.
Церковный раскол привел к разделению русского народа на приверженцев реформы и противников (старообрядцев), которое в православном обществе существует и до сих пор. Также, раскол установил верховенство царской власти над церковной.