Происхождение и ранние годы
Будущий митрополит Алексий Бяконт родился в конце $XIII$ века, точная дата неизвестна – между $1292$ и $1305$ годами. Его родители были боярского рода, отец Федор Бяконт, мать звали Марией, происходили они из Чернигова. Семья Бяконт в Москве занимала высокое положение.
Имя, данное при рождении мальчику, в источниках различается: в житии его называют Елевферием, а в более ранних источниках Симеоном. По данным Жития митрополита Алексия, написанного в $1459$ году Пахомием Логофетом, он в раннем возрасте овладел знанием грамоты и хотел уйти в монастырь.
Монастырская жизнь
Предположительно в $19$ лет он постригся в монахи в Богоявленском монастыре Загородья. Постриг проводил старший брат Сергия Радонежского Стефан. После пострижения Алексий до $40$ лет жил монахом, об этом отрезке жизни известно немного.
Отметим только, что у Алексия однозначно имелись связи с великокняжеским двором.
Наместник митрополита Феогноста и епископ Владимира
Симеон Гордый распорядился назначить Алексия наместником при пожилом митрополите Феогносте и переселиться на митрополичье подворье в $1344$ году. В звании наместника Алексий изучил греческий язык. Феогност благословил Алексия своим преемником. В $1352$ году Алексий стал епископом во Владимире, восстановив на некоторое время владимирскую епархию.
Принятие сана митрополита
Выше отмечено, что Феогност утвердил Алексия преемником, но для исполнения этого требовалось согласие Константинополя. Князем Симеоном Гордым было отправлено посольство для решения этого вопроса. Патриарх Филофей одобрил кандидатуру Алексия на пост митрополита. Алексий поехал в Константинополь, получив по пути от жены хана Узбека Тайдулы ярлык на то, чтобы сам святитель, его свита и имущество были защищены в пути. В Константинополе Алексий пребывал в течение года.
Грамота патриарха Филофея от $30$ июня $1354$ года возводит святителя в сан митрополита в качестве исключения: ранее митрополитом мог стать грек по происхождению, Алексий же назначен за свои особые достоинства и заслуги.
В этой же настольной грамоте патриарха Филофея город Владимир утверждался как местопребывание русских митрополитов, Киев сохранялся в качестве первого престола. Однако фактически резиденции митрополитов располагались в Москве.
Патриарх Филофей принял преемника Феогноста потому, что хотел не допустить распад митрополии и вмешательство светских деятелей в дела церкви.
С конца $XIII$ века было несколько попыток создания независимых митрополий на Юго-Западе. Определенное давление на Киевскую митрополию оказывали польские короли, по вероисповеданию католики, а также великие литовские князья, которые были вообще язычниками.
Государственная деятельность
Алексий имел большой авторитет с начала своей деятельности в Москве, духовная грамота Симеона Гордого от $1353$ года сообщает нам, что он был советником младших братьев великого князя – Ивана Ивановича и Андрея Ивановича. Став митрополитом, Алексий действовал весьма активно. В $1357$ году он ездил в Орду, где исцелил ханшу Тайдулу. Она выдала Алексию ярлык, подтверждающий все привилегии церкви: освобождение от всех податей, защита от насилия.
Сложные отношения были с основанной литовской митрополией, которая, в нарушение договора, пыталась распространять власть на земли, подвластные Алексию. Эти действия совершались с подачи великого литовского князя Ольгерда, митрополит Алексий даже попал к нему в плен, однако сумел бежать. Спор о границах разбирал патриарх Каллист в Византии.
После смерти Ивана II Красного в $1359$ году, Алексий стал одним из регентов при его сыне Дмитрии и успешно действовал в возвращении авторитета Московскому княжеству. Алексий умело манипулировал претендентами на великокняжеский ярлык, сохраняя верность Дмитрию Ивановичу.
При внешней лояльности, Алексий стремился повлиять на создание союза князей, способных противостоять Орде.
Авторитет Алексия подтверждает появление светских договоров с митрополичьей печатью.