Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Кутюмы Бовези

Общая характеристика Кутюмов

Определение 1

Кутюмы Бовези – это сборник обычаев французского права средних веков, применявшихся в основном в провинции Бовези в северо-восточной части страны.

Сам термин «кутюм» переводится как обычай, а их запись началась во Франции в XIII веке - тогда их насчитывалось 60 больших и 300 малых кутюмов.

Кутюмы Бовези. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Кутюмы Бовези. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Самым популярным в средневековой Франции и наиболее известным стал сборник Кутюмов Бовези, автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар.

Реформы, проводимые Людовиком IX, были направлены на укрепление и централизацию власти, поэтому требовали унификации правовых норм и систематизации на всей территории страны.

Одной из первых попыток записи обычаев французов и стали Кутюмы Бовези. Правда, оригинал самого сборника не сохранился, есть только несколько списков с него, отличающихся диалектом.

Дата создания и название сборника условны – в него вошли обобщенные правила ряда местностей, которые Ф. Бомануар упорядочил и творчески переработал.

Составляя сборник, он фиксировал уже существующие обычаи, дополнял их нормами, утверждающими власть монарха, трансформировал в духе школы французских легистов.

В своей работе автор опирался на Кутюмы судебного округа графства Клермонта.

В сборнике был пролог и 70 глав, но они не давали системного изложения правового материала, а описывали большое количество кутюмов по различным вопросам права.

Готовые работы на аналогичную тему

Нормы, регулирующие самые разные общественные отношения, объединялись в сборнике, но особое внимание в нем уделялось тем правилам, которые были связаны с организацией и осуществлением правосудия, например, закреплялась презумпция невиновности, принцип объективного вменения, зависимость меры ответственности от тяжести проступка.

Описывался также круг процессуальных вопросов, понятия умысла, покушения на преступление.

Помимо принципов непреложности правовых обычаев для местного населения, были отражены принципы и для государственной власти, т.е. заставляя соблюдать обычаи других, соблюдать их должен и сам король.

Кутюмы Бовези – это не только запись и объяснение местных обычаев, это опыт правотворчества, первый в истории Франции, дававший представление о нравах страны и её обычаях, о зарождающихся политических идеях.

Таким образом, в развитие правового регулирования общества Франции в Средние века довольно значительный вклад внесли Кутюмы Бовези, ставшие основой для написания других подобных сборников.

Среди них:

  1. Кутюмы Тулузы (1296 г),
  2. Древний кутюм Бретани (1330 г).

Составленный в 1389 г Большой Кутюм Франции пользовался в судах особым авторитетом.

Гражданские и уголовные правоотношения во Франции

Кутюмы Бовези предусматривали должность бальи, который должен обладать целым рядом добродетелей – быть мудрым и любить Бога и церковь, быть терпеливым и уметь внимательно выслушивать, иметь смелость, энергичность, щедрость, выполнять приказы своего сеньора и быть знатоком своего дела. Бальи должен обладать сообразительностью и хорошо исполнять свои обязанности.

Гражданская правоспособность ограничивалась феодальным правом – землей мог владеть только дворянин. Замкнутое феодальное хозяйство и территориальная раздробленность страны были большим тормозом в развитии товарно-денежных отношений.

Даже в договоре купли-продажи проявлялся феодальный характер права. Сделки купли-продажи в письменном виде заключались на юге Франции, потому что там сказывалось влияние римского права.

Что касается уголовных преступлений, то им посвящается 30-я глава Кутюмов Бовези. Основой правосудия в Кутюмах была соразмерность наказания совершенному проступку.

Наказания могли быть в виде смертной казни, тюремного заключения, тюремного заключения с конфискацией имущества, наказание в виде конфискации имущества, штрафа и др.

В сборнике дается понятие «убийство», когда один человек умышленно убивает другого или заставляет кого-нибудь убить.

Смертная казнь через повешение с конфискацией имущества предусматривалась за поджог, за кражу, за фальшивомонетчество.

За заблуждение в вере и нежелание вернуться на путь истинный предусматривалось наказание через сожжение.

Казнь свершалась при наличии доказательств, которых выделяли 8 видов. Самым простым и наилучшим доказательством было признание требуемого, согласие исполнить требуемое.

Письменное доказательство – это второй вид доказательств, суть которого состоит в том, что если кто-то дал письменное обязательство, потом он не может его отрицать.

Еще одним видом доказательства является дуэль, а исключением является поручительство, при котором доказательство не принимается.

Доказательство при помощи свидетелей – следующий вид доказательства. Этот вид доказательства использовали при отрицании какого-либо факта, в этом случае проситель предлагал подтвердить факт с помощью свидетелей. Свидетелей, а их должно быть не менее 2-х человек, приводили к присяге и после этого они должны были отвечать на предложенные вопросы одинаково.

Доказательством следующего вида были утверждения одной стороны, которые другой стороной не оспаривались.

Некоторые доказываемые обстоятельства настолько очевидны, что ни в каких доказательствах не нуждаются, о чем говорил седьмой вид доказательств.

Восьмой вид доказательств предполагал презумпцию и мог иметь множество способов – для одних дело настолько ясно, что доказать его можно при помощи одних предположений, а для других оно столь сомнительно, что злодеяние ничем не доказывается.

Женщины в качестве свидетелей не допускались в том случае, если обвиняемый выступал против них.

Таким образом, Кутюмы Бовези регламентируют довольно широкий спектр гражданских и уголовных правоотношений, а это была положительная черта нормативно-правового акта.

Правовые системы Франции

Источником права во Франции было римское право, которое вносило единообразие во французскую правовую систему и воспринималось как «писаный разум».

Церковь стремилась расширить сферу действия канонического права.

С усилением власти короля важное место стали занимать законодательные королевские акты – установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др.

Большое влияние имело городское право, отличавшееся разнообразием, но с присущими общими чертами. Источником для городского права были городские хартии, в которых закреплялись права и свободы граждан, не предусмотренные феодальным правом.

Городское право носило местный партикулярный характер, а с развитием внутренней и международной торговли стали видны его недостатки. В результате получила развитие практика применения сборников норм международного морского и торгового права.

Судебная практика Парижского парламента выступала в качестве дополнительного источника права. Очень ярко феодальная основа права проявлялась в вопросах собственности, закреплявшая привилегии на землю дворянства и духовенства.

Основной формой права на землю стали держания, полученные от вышестоящего владельца. Однако эти держания имели целый ряд условий и оформлялись в виде бенефиция.

Бенефиции не передавались по наследству и возвращались собственнику после смерти владельца. Со временем они превратились в наследственные держания и стали называться ленами.

У крестьян тоже были свободные держания – цензивы. Это были наследственные крестьянские владения земельными участками с обязанностью нести повинность в пользу сеньора.

Регуляторами брачно-семейных отношений были нормы канонического права, кутюмы, королевские ордонансы. Помимо религиозного таинства брак рассматривался как акт гражданского состояния.

Для заключения брака достаточно было согласия обеих сторон, но позже церковь добилась обязательного церковного освещения брака, без которого он считался недействительным.

Каноническое право развода не допускало, главой являлся муж, а жена была в его повиновении. Вне брака сексуальные отношения жестоко наказывались.

Во всех случаях жена не имела права отчуждать имущество без согласия мужа, включая дарение и обмен.

Под влиянием римского права довольно большое распространение на юге Франции получили завещания. Особенно в них было заинтересовано духовенство, потому что часть завещанного имущества отходила церкви, так как священников считали исполнителями завещательной воли умершего.

До конца XII века судебный процесс носил обвинительный характер, с активным использованием пыток водой и железом. Приговоры считались окончательными и обжалованию не подлежали.

Лица, недовольные судейским решением, могли вызвать их на поединок и драться с каждым из них. Основным принципом процессуальной техники с начала XIII века становится инквизиция.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «История России» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис