Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Культурная жизнь СССР в послевоенный период. Идеологические кампании и дискуссии

Образование и искусство

Образование было одной из приоритетных сфер развития культуры, поэтому советская власть не жалела средств на развитие просвещения. После войны сразу же начала восстанавливаться прежняя система начального образования. В 1951 г. обязательным становится семилетнее обучение, также появляются вечерние школы рабочей молодежи. К 1953 г. в СССР уже более 4,5 млн человек имели высшее и среднее специальное образование.

Увеличивалось количество научно-исследовательских институтов, появляются республиканские академии наук (Казахстан, Эстония, Латвия), формируется Академия художеств СССР.

В этот период активно творили и создавали новые произведения:

  • в литературе - А. Фадеев, В. Некрасов, Б. Полевой;
  • в музыке – Д. Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский;
  • в живописи – П. Корин, А. Герасимов, М. Сарьян;
  • в кино – С. Герасимов, И. Пырьев, В. Пудовкин.

В целом, в интеллигентной среде послевоенного периода царили надежды на ослабление жесткого режима, либерализацию общественной жизни, свободу творчества; проход советской армии по Европе развеял стереотипы об ужасном режиме капитализма; союзнические отношения с западными странами вселяли надежду на расширение культурных контактов после войны. Однако фактически сразу начавшаяся «холодная война» не позволила развиться надеждам. Пропагандистская политика была только в русло прославления советского строя и беспощадного отношения ко всему, что ему не соответствовало, что особенно отразилось на культурной сфере.

В августе 1946 г. было издано постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором М. Зощенко и А. Ахматова подверглись разгромной критике. В сентябре А. Жданов выступил с пояснением этого постановления, обличив, по мнению руководства, один из главных пороков – «дух низкопоклонства перед культурой Запада».

После этого выходили другие постановления, которые:

  • запрещали постановки буржуазных авторов в театрах (считалось, что там пропагандируется буржуазная мораль и идеология);
  • критиковали вышедшие кинофильмы и кинорежиссеров (разгрому подверглись А. Довженко, Л. Луков, С. Герасимов);
  • обвиняли известных композиторов (С. Прокофьева, Д. Шостаковича, В. Мурадели).
«Культурная жизнь СССР в послевоенный период. Идеологические кампании и дискуссии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Деятелей культуры подверглись критике из-за «безыдейности творчества», «заискивания перед Западом», «отсутствии патриотизма».

Замечание 1

Частью политики, направленной против капитализма, был и указ 1947 г., который запрещал советским гражданам браки с иностранцами; впрочем, отменен он был уже в 1953 г.

Состояние науки

В этот период проводились различные дискуссии касательно научных направлений и проблем. В 1947 состоялись дискуссии по книгам Г. Александрова «История западноевропейской философии» и Е. Варги «Изменения в экономике капитализма в итоге Второй Мировой войны». Первая осуждалась за терпимость и буржуазный объективизм, а во второй усматривался неправильный уклон. Идеология отрицательно влияла на развитие не только гуманитарных, но и естественных и технических наук. В агробиологии приоритетное место было занято неверным и вредным учением Т. Лысенко, что приводило к отстранению от работы талантливых ученых. Гонениям подверглась в 1940-х гг. и кибернетика, названная «реакционной лженаукой». Признание же ее началось лишь в 1959 г. В физике критике подвергались последователи А. Эйнштейна, то есть известнейшие и талантливейшие ученые Л. Ландау, А. Иоффе, И. Тамм, В. Гинзбург и пр.

В 1950 г. началась дискуссия о языкознании: к этому времени учение о языкознании Н. Марра, долго время считавшееся единственно верным, было признано несостоятельным. Против этой теории выступили В. Виноградов, А. Реформатский, А. Чикобава. Сталин провел личную беседу с Чикобавой в Москве, что убедило его пересмотреть языковедческую теорию.

Велись дискуссии и о патриотизме. 24 мая 1945 г. Сталиным был произнесен тост «за здоровье русского народа» на приеме в честь командующих КА, где он говорил, что победа была одержана не только из-за преимуществ социализма, но и из-за патриотизма русского народа, который является «наиболее выдающейся из всех наций» СССР. В этой фразе легко можно было бы усмотреть великорусский национализм, однако пропаганда разъясняла это по-иному: русский народ взял на себя главную тяжесть борьбы с врагом, будучи «старшим братом в семье советских народов».

Вообще победа в Великой Отечественной войны способствовала изменению оценки русской культуры для советских народов и мира. Это было вызвано значимостью вклада русских ученых и деятелей культуры в победу над гитлеровцами и стремлением противопоставить советскую культуру западной культуре.

Началась борьба с космополитизмом, который отождествлялся с низкопоклонством. Он начал восприниматься как возрастающая опасность расширения влияния США. К этому движению в 1945 г. присоединился Эйнштейн, который заявил, что единственный способ спасти человечество – создать мировое правительство, которое бы обеспечивало безопасность в мире. Ему было направлено открытое письмо советских ученых, которые высказывали в ней свое несогласие; в ответ Эйнштейн заявил, что только мировое правительство станет помехой для неразумных действий советского правительства.

Борьба с космополитами была направлена не только против стремления Соединенных Штатов Америки к мировому господству, но и против проектов, разрабатываемых США, нацеленных на разрушение патриотизма советских людей и замену его общечеловеческими ценностями.

Начавшаяся капания по укреплению патриотизма в Советском Союзе становилась все более антиеврейской. Изначально космополитами считались анонимные сторонники определенных направлений в науке, позже среди стали называть все больше еврейских имен. Впрочем, возможно, это объяснялось тем, что в науке представителей еврейской национальности было больше всего.

Впрочем, с 1949 г. эта кампания пошла на спад, так как основные ее цели уже были достигнуты.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot