Культурная революция в СССР
Культурная революция в СССР – это ряд мероприятий, проводившихся в молодом советском государстве с целью перестройки культурной и идеологической жизни.
Впервые этот термин появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 г., затем его использовал В.И. Ленин в статье «О кооперации», в которой он говорил, что культурная революция является настоящим переворотом, толчком культурного развития народных масс.
Культурная революция имела определенные цели:
- новая культура должна отражать особенности социалистического строя;
- формировать среди рабочих и крестьян кадры интеллигенции;
- ликвидировать безграмотность;
- приобщить широкие массы населения к достижениям культуры;
- идеологизировать культуру в соответствии с социалистическими принципами;
- отказаться от прошлого культурного наследия.
Для выполнения поставленной цели страна приступила к выполнению целого ряда мероприятий.
Первое, что было сделано, это отделение церкви от государства и школы от церкви. На основании Декрета от 23 января 1918 г из образовательной системы удалялись связанные с религией предметы, в стране разворачивалась атеистическая пропаганда, на религию начались гонения. В храмах большевики создавали склады и клубы.
В стране создавались специальные партийные органы, управлявшие культурной жизнью – Агитпром, Главполитпросвет, Наркомпрос, а также Главлит - главное управление по вопросам литературы, осуществлявшее цензуру печатных изданий вплоть до 1991 г.
Были национализированы такие учреждения культуры, как издательства и музеи. Отменялась свобода печати и устанавливалась жесткая цензура.
Шла борьба с неграмотностью, с 1939 г вводилось всеобщее начальное образование, в стране создавались ликбезы для людей до 40 лет.
В то время массово реализовался на практике лозунг – «Грамотный обучи неграмотного». Для окраинных народов создавались национальные алфавиты.
На создаваемых рабфаках рабочих готовили к поступлению в вузы. Постепенно в стране шло формирование научной элиты, создавались новые учреждения – Институт Красной профессуры, Коммунистическая академия, Коммунистический университет. К работе активно привлекались ученые царской России.
Репрессии проводились по отношению к идеологическим противникам. На так называемом «Философском пароходе» в период с 1922 по 1923 гг. были высланы более 200 научных и культурных деятелей. Против интеллигенции – «врагов народа» с конца 20-х годов начали проводить судебные процессы, например, «Шахтинское дело», в котором обвинялись специалисты угольной промышленности, «Академическое дело» – против ученых Академии наук, «Дело Промпартии» против группы инженеров и научно-технических работников.
Что касается искусств, то там был утвержден метод социалистического реализма.
Проведенная культурная революция дала свои результаты. Среди них – к концу 30-х годов 87,4% населения умели читать и писать, была создана большая сеть школ и других учебных заведений, сформирована на основе принципов марксизма-ленинизма официальная культура и идеология.
Из рабочих и крестьян сформировался слой советской интеллигенции, огромными тиражами выпускались книги, газеты и журналы.
Больших успехов достигла отечественная наука. Такие ученые как П.П. Павлов, И.В. Мичурин, К.Э Циолковский, А.Е Ферсман, В.А. Обручев и другие получили мировое признание.
В то же время борьба за светлое будущее сопровождалась уничтожением ценнейших явлений культуры, приводила к репрессиям старой интеллигенции.
Представители русской культуры в 20-е годы массово эмигрировали – около 2-х млн. человек покинули Родину.
Рисунок 1. Русское зарубежье. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В Париже Общество русских инженеров насчитывало 3 тыс. членов, Общество русских химиков – более 200 человек.
Из-за их взглядов на события внутри страны в 1922 г. за границу были высланы 200 писателей, ученых, философов, в их числе - Л. Карсавин, И. Ильин, П. Сорокин, И. Лапшин и многие другие. Около 500 крупных ученых – С.Н. Виноградский, В.К. Агафонов, К.Н. Давыдов, П.А. Сорокин, возглавлявших кафедры и целые научные направления, оказались за границей.
Известные российские писатели, артисты, музыканты, художники, имена которых были достоянием мировой культуры, вынуждены были покинуть страну. В разное время родину покинули К. Бальмонт, И. Бунин, А. Куприн, М. Цветаева, Н. Бердяев, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, А. Толстой и многие другие деятели русской культуры.
Идеологическая основа культурной жизни общества в 20-е годы
В основе создания советского общества лежала марксистско-ленинская идеология. Ко всем явлениям общественной жизни во главу угла ставился классовый подход, поэтому культура оказалась под сильным идеологическим прессингом.
Духовная жизнь людей находилась под строгим контролем партии, проводившей пропаганду атеистических взглядов.
Через искусство партия манипулировала сознанием советских людей, а инакомыслящих физически уничтожала.
Культура стала доступна всем слоям общества, произошла её демократизация, и во вновь открывавшиеся культурные заведения люди шли с удовольствием.
Быстрыми темпами шло развитие эстрады и кинематографа. В советских фильмах того времени главными героями были простые советские люди, уверенные в завтрашнем дне.
Между властью большевиков и учеными, работавшими в сфере гуманитарных и общественных наук, складывались сложные отношения.
Затруднено было сотрудничество с теми учеными, которые не придерживались марксистских позиций, а видная роль отводилась тем, кто ещё до революции был их приверженцем. Наиболее яркой фигурой среди них являлся историк и политический деятель М.И. Покровский.
В качестве орудия идеологической борьбы большой популярностью пользовался плакат. Его лаконичная графика вела агитацию в доступной для малограмотного человека форме.
Известным советским графиком этого периода был Д.С. Моор (Орлов). Много над политическим плакатом работал В.В. Маяковский.
Новые социалистические ценности должна была пропагандировать и скульптура. Такие скульптуры устанавливали по всей стране, а для работы привлекали видных скульпторов – Н.А Андреева, А.Т. Матвеева, В. И. Мухину и др.
Государство направляло всю деятельность творческой интеллигенции, строго её контролируя.
Советская власть привлекала на свою сторону и некоторых представителей старой интеллигенции, однако все они были лишены важной социальной функции – критики власти.