Народное просвещение
Социальные и экономические изменения в Российской империи после ликвидации крепостного права имели значительное влияние на дальнейшее развитие российской культуры. Модернизация российского общества стимулировала научно-технический прогресс, увеличила потребности в высокообразованных людях – администраторах, юристах, инженерах, квалифицированных работниках на производстве.
В новых обстоятельствах как отдельный слой населения начала формироваться русская интеллигенция. Значительное влияние на развитие русской культуры этого периода оказали художественные традиции, эстетические и моральные идеалы ушедшей эпохи, дополнены новыми проблемами, художественными средствами и методами. Новый этап развития назвали «серебряным веком» русской культуры.
Правительство расширяло сеть школ. Это позволило повысить уровень грамотности среди населения с 1861 до 1917 гг. почти вдвое. Она достигла 30 % населения, среди молодежи процент был значительно выше.
Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2 – 3 лет учили читать, писать, считать и проповедовали Закон Божий. Наиболее прогрессивная система обучения была в земских школах, а роль церковно-приходских школ постепенно уменьшалась.
К системе среднего образования принадлежавшие гимназии и реальные училища. В гимназиях главное внимание отводилось изучению естественных и гуманитарных наук, иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания. Александр III пытался ограничить обучение в гимназиях и университетах для низших слоев населения.
Хотя в целом в системе высших учебных заведений наблюдался застой и засилие реакции, положительным явлением стало создание новых университетов в Одессе, Томске, Саратове. Появилась сеть специализированных высших учебных заведений.
В конце XIX века при содействии земств создавались бесплатные воскресные школы для взрослых, дома культуры и даже частные университеты (самый известный – Московский народный университет им. А. Шанявского). Для повышения уровня грамотности населения выходили серии дешевых книг «Библиотека для самообразования», «Научно-популярная библиотека». Достижению этой же цели способствовало появление публичных библиотек, деятельность музеев. Среди последних выделялись Исторический, Политехнический музеи в Петрограде, Дом Пушкина, Императорский Русский музей, собрание русской живописи Павла и Сергея Михайловича Третьяковых, Музей изобразительного искусства в Москве.
Развитие науки
Вторая половина $XІX$ – начало $XX$ века отметились продолжением дифференциации науки.
Среди естественных наук важное место занимали:
- открытие Д. Менделеевым Периодического закона химических элементов;
- формулировки классической теории химического строения органических тел В. Бутлерова;
- учение Н. Зелинского об органическом катализе;
- открытие В. Каблукова в области электрохимии и физической химии.
Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков А. Ляпунова, С. Ковалевского. Работы А. Столетова подготовили условия для создания современной электротехники. Настоящий переворот в электроосвещении совершил П. Яблочков (изобретение дуговой лампы) и А. Лодыгин (лампа накаливания). В 1895 г. А. Попов открыл способ передачи связи без проводов (радио).
Целая плеяда российских исследователей работала в области биологии и медицины. И. Сеченов создал основы российской физиологии, сделал ряд открытий в психологии. И. Павлов получил Нобелевскую премию за разработку учения о деятельности высшей нервной системы. И. Мечников работал над теорией иммунитета от болезней. К. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.
Как и в предыдущие периоды, русские географы и этнографы продолжали изучать малоизвестные регионы Земли:
- Тянь-Шань,
- Тибет,
- Туркестан,
- Монголию,
- Индонезию,
- Филиппины,
- Эфиопию.
Значительный вклад в исследование этих краев осуществили П. Семенов-Тянь-Шанский, Н. Пржевальский, Н. Миклухо-Маклай и др. Экспедиции Э. Толля, А. Колчака, Г. Седова начали изучение Арктики, провели обследование части побережья и островов Северного Ледовитого океана.
Литература, музыка и кино
В русской литературе этого периода преобладали гуманизм и народность. Они были присущи творчеству И. Тургенева, М. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, Н. Салтыкова-Щедрина, В. Короленко, А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна. Социальные и философские проблемы поднимал в своих произведениях Л. Толстой. Острые этико-моральные и политические вопросы освещал А. Пешков (Максим Горький).
В театральном искусстве преобладали произведения русских авторов – А. Островского, Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького. Известные театры мира работали в Москве, Петербурге, Киеве.
На рубеже $XІX – XX$ вв. в России появилось кино. Первые кинофильмы были показаны в Петербурге в 1896 г., а к 1916 г. в стране работало 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей. К началу Первой мировой войны было создано более 600 российских кинофильмов. Самыми известными из них были: «Стенька Разин и княжна», «Оборона Севастополя» и др., но в целом среди российских фильмов преобладали легкомысленные комедии.
Музыка и живопись
В начале 1860-х гг. в России окончательно сформировалась собственная музыкальная школа. Ее представителями стали деятели «могучей кучки»: М. Балакирев, М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков. Они, а также П. Чайковский, А. Глазунов, С. Рахманинов, создали большое количество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений, в которых отражали национальный дух, уважение к народным песенным мелодиям. В начале $XX$ века славные музыкальные традиции продолжил В. Скрябин. Большие музыкальные центры были в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах.
Довольно активно развивалась русская живопись. Его центром продолжала оставаться Академия художеств. Художники И. Крамской, Г. Мясоедов, В. Г. Перов, развивали народные традиции пытались приблизить искусство к народу. Большое и яркое художественное наследство оставил И. Репин. Народные сюжеты и фольклор легли в основу картин В. Сурикова и В. Васнецова. В. Верещагин изображал различные военные баталии.
В конце $XIX$ века. возник российский импрессионизм. Его представителями стали В. Серов (портретист), И. Левитан (пейзажист), М. Врубель и др. Собственную альтернативу в живописи в это время пропагандировали Н. Рерих, А. Бенуа, К. Сомов.
Среди скульптурных памятников данного периода преобладали реалистические традиции, стремление к монументализму, передвижничества. Примерами этого являются памятники А. Пушкину, Ивану Грозному, Петру I в Москве. Скульптор Н. Микешин стал автором монументальной композиции «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине II в Петербурге, Б. Хмельницкому в Киеве.