Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Культура сталинской эпохи

В эпоху правления И. В. Сталина (1924-1953) контроль государства над культурой принял тотальный характер.

Финансирование в первую очередь получали те отрасли науки, исследования которых были направлены на решение практических задач.

С 1933 года Академия наук СССР была подчинена правительству. Содержание общественных наук полностью определялось установками «Краткого курса истории ВКП(б)». Сталин принимал личное участие в решении важных вопросов в области культуры.

Для Сталина культура в первую очередь была эффективным инструментом политики, поэтому должна была отвечать интересам партии.

Героями произведений были рабочие и крестьяне, городская интеллигенция и военнослужащие, то есть все те, кто строил коммунизм.

Архитектура

В 30-е гг. на территории Советского Союза активными темпами велось строительство. Возводились промышленные предприятия, по типовым проектам строились школы, а также здания для детских садов, поликлиник, магазинов, клубов и домов пионеров.

Сильно изменился архитектурный облик Москвы. В столице построили первую линию метро – Сокольники – Парк культуры.

Ветхие жилые здания и даже памятники культуры и архитектуры уничтожали. Так, в 1931 году взорвали Храм Христа Спасителя, построенный в середине XIX века. На его месте должны были построить Дворец Советов, увенчанный 100-метровой статуей Ленина, но к 1939 году удалось лишь заложить фундамент Дворца. Так как в 1941 году началась Великая Отечественная война, строительство было приостановлено. Потом на этом месте был сделан открытый бассейн.

В 30-е гг. архитекторы постепенно отходят от конструктивизма и возвращаются к классическим канонам. Новый архитектурный стиль получил название «сталинский неоклассицизм». Образцом данного стиля являются жилой дом на Моховой, построенный по проекту архитектора И. В. Жолтовского, и Театр Красной Армии архитектора К. С. Алабяна.

В 1937 году архитектор Б. Иофан и скульптор В. Мухина на Международной выставке в Париже создали павильон СССР.

Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» стала символом триумфа советского искусства. Власти Франции хотели выкупить эту скульптуру, но ее вернули в Советский Союз и установили перед главным входом на ВДНХ.

«Культура сталинской эпохи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В заключение стоит отметить, что в 30-е гг. сложилась сталинская модель культуры, отличительными особенностями которой были пропагандистская направленность и идеологический контроль.

Литература

В эпоху сталинизма писатели были лишены творческой свободы. Как и другие деятели искусств, своими произведениями писатели должны были мотивировать рабочих на трудовые подвиги.

Созданный в 1931 году Союз писателей при участии Сталина и Горького сформулировал принципы социалистического реализма (соцреализма). Произведения искусства должны были соответствовать лучшим образцам классического русского искусства, быть понятными простым людям и воспевать трудовые будни народа.

Так, популярным сюжетом было включение молодого рабочего в классовую борьбу, рост его сознательности под руководством представителя партии, героическая смерть за Родину.

Часто писатели создавали образ некомпетентного руководителя, которого побеждали сознательные рабочие. В произведениях того времени мог быть и любовный сюжет, но важно было, чтобы чувства не оттесняли главное – любовь к Родине и партии.

В те годы были написаны такие шедевры литературы, как «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Петр Первый» А. Н. Толстого.

30-е гг. – время расцвета детской литературы. Свои произведения в этот период создают С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, С. В. Михалков, А. П. Гайдар, А. Барто и др.

Живопись

Соцреализм господствовал и в живописи. Союз Художников СССР в то время возглавлял А. М. Герасимов, который в основном писал парадные портреты вождей.

В эпоху сталинизма художники должны были изображать положительных героев. Также от мастеров живописи требовали, чтобы их картины способствовали решению воспитательных задач.

Примерами работ, соответствовавших требованиям того времени, являются картины С. В. Герасимова «Праздник колхозный», А. А. Пластова «Праздник в деревне», А. Н. Самохвалова «Советская физкультура» и др.

Пластов А. А. «Колхозный праздник», 1937 год. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пластов А. А. «Колхозный праздник», 1937 год. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Мастерами портретной живописи той эпохи были М. В. Нестеров, П. Д. Корин, П. П. Кончаловский и др. А художники, работавшие в стиле авангарда – К. С. Малевич, К. С. Петров-Водкин, П. Н. Филонов, Р. Р. Фальк – были под запретом.

Дата последнего обновления статьи: 31.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot