Хрущёвская оттепель — это неофициальное название периода советской истории продолжавшегося с середины 1950-х до середины 1960-х годов. Период характеризовался осуждением культа личности и репрессий 1930-х годов, освобождением политзаключённых, ликвидацией системы ГУЛАГа, появлением определенной свободы слова, ослаблением тоталитарной власти, либерализацией общественной и политической жизни, свободой творчества. Начало периода связано с занятием должности первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва (1955—1964).
Термин «оттепель» связан с названием одноимённой повести И. Эренбурга.
«Оттепель» в искусстве
Во время десталинизации ослабла цензура, прежде всего в таких видах искусства, в которых стало возможно критическое освещение окружающей действительности. «Поэтическим бестселлером» стал сборник стихов Л. Мартынова. Главной платформой приверженцев «оттепели» был литературный журнал «Новый мир». Отдельные произведения периода стали известны за рубежом, в том числе роман В. Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В Милане в 1957 году опубликовали роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Также значимыми представителями «оттепели» были писатели В. Астафьев, В. Тендряков, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, искусствовед А. Каменский.
Резко выросло количество произведенных кинофильмов. Г. Чухрай в фильме «Чистое небо» (1961) первым в кинематографе затронул тему «оттепели» и десталинизации. Лучшие режиссёры этого периода — М. Хуциев, М. Ромм, Г. Данелия, Э. Рязанов, Л. Гайдай. Знаковым сценаристом «оттепели» стал молодой Г. Шпаликов.
В 1955—1964 годах на территории страны распространилась телетрансляция. Телестудии были открыты во всех республиканских столицах и большинстве областных центрах.
В Москве в 1957 году проходил VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.
«Десталинизация»
Десталинизация — это преодоление культа личности и ликвидации государственной системы, созданной в Советском Союзе в период правления И. В. Сталина.
Назвав мифом хрущёвскую «десталинизацию», имевшую целью увести советское общество от демократизации, которую требовали многочисленные фронтовики, политолог и историк А. И. Фурсов указывал, что в
«1960-х годах эстафету по фальсификации истории СССР, проведённую на ХХ и XXII съездах КПСС и отодвинутую после XXIII съезда на второй план, подхватила активная часть советской интеллигенции — шестидесятники. Критикуя власть за отдаление от линии ХХ съезда, они воспроизводили его версию советской истории, сведя её к «сталинскому террору» и трактуя как отклонение от ленинского социализма».
На официальном уровне звучание антисталинской темы прекратилось, и интеллигенция стала претендовать на ее отражение, а «запретность» придавала дополнительную привлекательность. Освятив систему «именем Ленина, шестидесятники стали играть роль утопии советского общества». Представив главный конфликт эпохи как борьбу «шестидесятников» с консервативной властью, участники «борьбы за линию ХХ съезда» затушевали процесс превращения советской номенклатуры в квазикласс и замаскировали межгрупповую борьбу внутри неё, а также задавили «реальную силу, которая являлась субъектом демократической десталинизации с начала 1940-х годов и страх перед которой заставлял власти идти на десталинизацию, лавры которой сначала присвоила себе партия, а затем — интеллигенция».
Исследователь подчеркивает, что «в результате на Сталина, ХХ съезд, советскую историю мы в целом смотрим глазами советской номенклатуры, заинтересованной в том, чтобы спрятать систему в событиях, людях, эксцессах; схоронить в случайном закономерное. Советская номенклатура оказалась как слой социально мертва, а мы смотрим на прошлое широко закрытыми, чужими глазами, ловимся на фальсификации, на мифы, на ложь, которые блокируются пониманием советской истории и того, что являл собой ХХ съезд».
Рост давления на религиозные объединения
В 1956 году активизировалась антирелигиозная борьба. Секретными постановлениями ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам» и «О недостатках научно-атеистической пропаганды» от 4 октября 1958 года партийные, комсомольские и общественные организации обязывались развернуть на «религиозные пережитки» пропагандистское наступление; предписывалось государственным учреждениям начать осуществление мероприятий административного характера, направленных на ужесточение условий существования различных религиозных общин. В октябре 1958 года Советом Министров СССР были приняты Постановления «О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей» и «О монастырях в СССР».
21 апреля 1960 года новым председателем Совета по делам РПЦ В. Куроедовым в докладе на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета была охарактеризована деятельность прежнего руководства:
«Ключевая ошибка Совета по делам православной церкви заключается в том, что он слишком непоследовательно проводил линию государства и партии в отношении церкви и зачастую скатывался на позицию обслуживания религиозных организаций. Занимая по отношению к церкви защитнические позиции, совет вёл борьбу не с нарушениями духовенства законодательства о культах, а вел линию на ограждение церковных интересов».
В секретной инструкции по применению законодательства о культах в марте 1961 года особое внимание обращалось на то, что служители культа не должны вмешиваться в финансово-хозяйственную и распорядительную деятельность религиозных общин. В инструкции были впервые определены не подлежащие регистрации «секты, характер деятельности и вероучение которых носит изуверский и антигосударственный характер: пятидесятники, иеговисты, адвентисты-реформисты».
Массовое сознание сохранило приписываемое Хрущёву высказывание, в котором он обещал показать по телевизору последнего попа в 1980 году.