Истоки древнерусской культуры
Культура народа складывается из ценностей, унаследованных от прошлых времен, вклада современников, заимствований у других этносов. Культура Киевской Руси наследовала культуре восточнославянских племен, Она испытала влияние кочевых степных народов и Византии, из которой пришло христианство. Через нее Русь приобщилась к наследию античности. Традиции Византии оплодотворили народную языческую культуру Руси. Они были переработаны на русской почве. Со второй половины XII века русская культура испытывала влияние западноевропейской традиции. Монголо-татарское нашествие изменило контакты и направление культурных связей.
В домонгольский период в культуре Руси выделяются три периода:
- культура восточного славянства;
- культура Киевской Руси;
- культура русских земель периода раздробленности.
Главные черты культуры восточного славянства – языческое мировоззрение и народные производства. Чертой культуры Киевской Руси стал синтез достижений восточного славянства и культуры Византии. Этот период назван временем исторического монументализма в искусстве. С начала XII века в в рамках княжеств начинают складываться отдельные культурные школы как варианты древнерусской культуры.
Письменность
На Руси письменность начала распространяться задолго до принятия христианства. О надписях на камне и дереве упоминают авторы X века. Текст договора с греками 911 года составлен как на греческом, так и на русском языках.
К моменту принятия христианства на Руси уже был алфавит. Принятие христианства поспособствовало развитию письменности. Во второй половине IX века Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который вскоре был переработан с использованием греческого письма — так появилась, кириллица.
Сохранились свидетельства распространения грамотности среди населения Древней Руси. Например, ремесленные изделия с различными надписями.
Много надписей обнаружено на стенах соборов. Большинство начинается со слов «Господи помози», и затем следует текст просьбы. Надпись над саркофагом Ярослава Мудрого на стене Софии Киевской помогла узнать, что киевских князей именовали царским титулом.
В 1951 году археологи обнаружили в Новгороде берестяные грамоты.
О распространении грамотности свидетельствуют открытые Ярославом Мудрым школы в Киеве, в которых обучались более трехсот детей.
Литература, народное творчество
От домонгольского времени сохранилось около 150 книг. Древнейшая — «Остромирово Евангелие», переписанная в 1056–1057 году для новгородского посадника, по имени которого и получила название.
В то время писали на пергамене, который изготовлялся из выделанной телячьей кожи. Начинали писать текст с большой красной буквы-заставки. Книги украшались рисунками – миниатюрами. Сшитые листы переплетали, закладывая между досками, обтянутыми кожей. Книги дорого стоили, поэтому их бережно хранили.
Широкое распространение получила переводная литература религиозного и светского содержания.
Кроме переписывания религиозных текстов и переводов на древнерусский язык создавались оригинальные сочинения. В отличие от стран Европы, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке.
Среди жанров первое место занимает летописание. Летописи на Руси стали вести после принятия христианства. Самая знаменитая летопись Древней Руси — «Повесть временных лет», составленная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Для литературы периода феодальной раздробленности ключевой была идея единения Русской земли. Летописцы начинали с «Повести временных лет» и вели повествование до отделения земель от Киева. Затем рассказывали о местных событиях. Известны Новгородская, Псковская, «Ипатьевская» и «Лаврентьевская» летописи.
Другим жанром древнерусской литературы стали жизнеописания святых. Знамениты на Руси были «Жития» Бориса и Глеба. Первое место среди публицистических сочинений занимает «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, главной идеей которого стало равноправие христианских народов и государств.
Известны такие сочинения как «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Моление» и «Слово» Даниила Заточника. Выдающееся произведение эпохи феодальной раздробленности — «Слово о полку Игореве».
Широкое развитие имело устное народное творчество, и прежде всего былины, повествующие о борьбе народа с кочевниками, о созидательном труде.
Архитектура
Сейчас известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас из домонгольского времени. Исследования показали, что до конца X века на Руси отсутствовало монументальное каменное зодчество. Постройки были деревянно-земляные или деревянные.
Одно из первых каменных сооружений в Киеве – Десятинная церковь. От сооружения до наших дней дошел лишь фундамент. Во время монгольского нашествия захватчики подожгли ее и под развалинами оказались погребены защитники города.
В середине XI века при Ярославе Мудром воздвигнут Софийский собор с 13 куполами. Тогда же в Киеве были построены Золотые ворота. Этими постройками подчеркнуто желание не уступать Константинополю. Затем Софийские соборы возвели в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно около 15 близких по стилю каменных храмов XI —XII веков.
В период политической раздробленности сложились различные архитектурные школы. Отличия в характере архитектуры связаны со строительным материалом, который использовался в той или иной земле. В Киеве, Чернигове, Смоленске, Рязани строили из плинфы. В Новгороде распространенным материалом был известняк. Большинство новгородских памятников как бы сооружены из отдельных монументальных глыб. Во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси строительным материалом был белый камень.
Живопись и скульптура
Стены внутри храма украшались мозаиками и фресками.
Фреска — это живопись водяной краской по сырой штукатурке.
Мозаика — это изображение, выполненное из кусочков мрамора, камня, керамики, смальты.
Необходимым украшением были иконы. Первые иконы были написаны греческими мастерами. Наиболее почитаемым на Руси было изображение Богоматери с младенцем, выполненное неизвестным живописцем в конце XI века. Получившая название «Владимирская Богоматерь» икона стала символом Руси. Художнику удалось передать противоречивые чувства молодой женщины-матери: радость материнства, любование ребенком и предчувствие мук, ожидающих ее дитя.
С образованием княжеств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения и цветовой гаммой.