Открытие Академии наук в Петербурге
Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой был подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров. Петербургская АН имела твердый государственный бюджет. На первых порах из-за отсутствия национальных кадров в ее состав были приглашены крупнейшие европейские ученые:
- математики И. Герман и Л. Эйлер,
- астроном и географ Ж.Н. Делиль,
- математик и гидродинамик братья И. и Я. Вернулли.
В Академии было три отделения – математическое, физическое и «гуманитора» (гуманитарных наук), в ее состав входило 12 академиков, которые должны были изучать и преподавать порученные им науки, выступать «с докладами и советами».
Московский университет и его значение в развитии гуманитарного знания
В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и при содействии елизаветинского вельможи И.И. Шувалова был основан Московский университет. В отличие от закрытых военных дворянских учебных заведений, типа Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, Морского, Инженерного, Артиллерийского корпусов, создававшихся с начала 1730-х годов и находившихся под особым покровительством правительства, Московский университет был бессословным светским учебным заведением. На трех факультетах университета (философском, юридическом и медицинском) преподавание велось на русском языке, а не на латыни, как в западноевропейских университетах. Только в первые годы, когда среди профессоров преобладали иностранцы, лекции читались на латинском языке. В Московском университете, в отличие от европейских, отсутствовал богословский факультет.
Подготовка богословов осуществлялась вне светской системы образования. При университете была создана гимназия с двумя отделениями – для дворян и разночинцев. Она имела общую программу обучения. Среди первых учащихся гимназии были:
- В.И. Баженов,
- И.Е. Старов,
- Н.И. Новиков,
- братья Фонвизины,
- Д.С. Аничков.
Московский университет с самого основания был не только центром образования, науки и распространения научных знаний. С ним связаны многие начинания в культурной жизни старой столицы. Здесь читались публичные лекции и устраивались научные диспуты, широко издавалась научная и учебная литература. На базе художественных классов университетской гимназии в 1757 г. была открыта Академия художеств. Ее возглавил первый куратор Московского университета И.И. Шувалов.
Научным достижением академии явился выпуск шести томов толкового Словаря русского языка, в котором объяснено свыше 43 тыс. слов.
Развитие русской исторической и философской мысли
Возрастающий интерес общества к историческому прошлому России был тесно связан со становлением русского национального самосознания. Это проявилось в создании ряда исторических трудов и в начавшейся в стенах Академии наук полемике о происхождении и исторической судьбе славян и Древнерусского государства.
Именно в эти годы В.Н. Татищев (1686–1750) завершил работу над 4-томной «Историей Российской с самых древнейших времен». Ее публикация была осуществлена уже во второй половине $XVIII$ в.
Во второй половине $XVIII$ в. значительно расширяется источниковая база исторических исследований. Большое количество документов было опубликовано Н.И. Новиковым в «Древней российской вивлиофике», ряд публикаций источников был подготовлен М. М. Щербатовым («Царственная книга, то есть Летописец царствования царя Ивана Васильевича...», «Журнал, или Поденная записка имп. Петра Великого»). Увидела свет многотомная «История Российская» В.Н. Татищева, основанная на летописных текстах.
Крупными историками последней трети $XVIII$ в. были:
- М.М. Щербатов,
- И.Н. Болтин.
В семитомной «Истории российской от древнейших времен» Щербатов изложил огромный фактический материал, ввел в научный оборот разнообразные источники. Но тяжеловесный стиль изложения и некоторые ошибки в толковании источников снижали уровень труда Щербатова и не способствовали его популярности.
Оппонент Щербатова Болтин разрабатывал критический анализ источников, толкование терминологии древнейших памятников, а также подходы к изложению и интерпретации исторических фактов. Он придавал большое значение природному фактору, обращал внимание на общие и отличительные черты исторического развития русского и других европейских народов.
В области философской мысли идеи о роли чувственного познания, опыта и наблюдений высказывал профессор Московского университета Д.С. Аничков. Он считал, что причинами возникновения религии был страх человека перед непознанными силами природы и обман людей жрецами. Его коллега профессор юриспруденции С.Е. Десницкий отстаивал мысль о постоянном развитии природы и общества. Оригинальным мыслителем был Я.П. Козельский, который установил границы между наукой («философия содержит в себе все науки») и религией, считая, что философия оперирует доводами разума.