Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Культура, официальная идеология, инакомыслие в годы социализма в СССР

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Культура, официальная идеология, инакомыслие в годы социализма в СССР
Культура, официальная идеология, инакомыслие в годы социализма в СССР

Наука

В СССР в этот период придавалось огромное значение подготовке квалифицированных кадров. Финансирование науки увеличивалось с каждым годом. В частности, большое внимание уделялось техническим отраслям, которые были связаны с военно-промышленным комплексом.

Математика, физика, естествознание считались передовыми областями советской науки. Значительные успехи были достигнуты в освоении космоса. Первый запуск искусственного спутника Земли в 1957 г. и человека в космос в 1961 г. был совершен именно советскими учеными. Среди советских достижений также первый выход человека в открытый космос в 1965 г., запуск первой автоматической лунной станции в 1970 и т.д.

В других областях науки также достигались большие успехи:

  • под руководством А. Туполев создан первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 (1968);
  • построена титановая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (1969);
  • запущен крупнейший в мире синхрофазотрон (1967);
  • запущена первая в мире термоядерная установка «Токамак-7» (1979);
  • создан многопроцессорный вычислительный комплекс «Эльбрус-Х-1» (1979) и «Эльбрус-2» (1985).

Для повышения урожайности проводились исследования и в сельскохозяйственной области. Разрабатывались приемы применения удобрений, методы мелиорации; создавались новые сорта пшеницы, подсолнечника и пр.; проводились работы в области вывода новых пород домашнего скота. Благодаря этим разработкам были повышены урожаи зерновых, и увеличено производства мяса. Наиболее проблемными с точки зрения идеологии были гуманитарные науки, на которые оказывалось наибольшее давление. Они были скованны партийным контролем, что привело к застою в общественной мысли. Тем не менее и там ученым удавалось создать нечто достойное. Издавались масштабные коллективные труды: «Всемирная история» (1956-1983), «Советская историческая энциклопедия», «История СССР с древнейших времен до наших дней» (1966-1980), «История Компартии Советского Союза» и пр.

Идеология и культура

Некоторое ослабление контроля в хрущевский период сменяется возобновлением консервативных мер при Брежневе. Усиливается контроль за СМИ, культурными учреждениями. Цензура могла запретить выпуск фильмов, литературных произведений, организацию выставок, если они не отвечали требованиям идеологии. Производственные, военно-патриотические, революционные темы были в приоритете (но только при «правильной» их трактовке).

И все же в общественной мысли тогда царил некоторый плюрализм мнений, которые концентрировались вокруг журналов:

  • либералы – журнал «Новый мир»;
  • сталинисты – журналы «Огонёк» и «Октябрь»;
  • почвенники – «Наш современник» и «Молодая гвардия».

В 1970 г. была раскритикована редакция «Нового мира» за публикацию произведения А. Твардовского «По праву памяти». Твардовский был вынужден уйти с поста главного редактора этого журнала, что помешало этому изданию далее проводить свою линию. Против идеи сталинизма все же выступали «деревенские» писатели – В. Распутин, Ф. Абрамов и т.д., которые старались показывать жизнь в деревне объективно, говоря об отрицательных последствиях коллективизации.

Критике в дальнейшем подвергались и другие журнальные издания. В оппозицию к брежневскому курсу встали также и некоторые организации и движения. Например, ВОООПИиК – Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (создано в 1966), куда входили многие известнейшие деятели культуры. В 1968-1969 гг. существовал «Русский клуб», в который объединялись представители интеллигенции. В этой негласной организации обсуждались вопросы формирования русской культуры.

Оппозицию официальной идеологии составляли и некоторые режиссеры – О. Ефремов, М. Захаров, Г. Товстоногов и др., которые представляли свой взгляд на положение интеллигенции.

Диссидентство

Самой известной формой противостояния власти было диссидентское движение, особенно распространенное в СССР в 1970-1980-х гг. Это движение можно описать как выступающее против коммунизма. Сами диссиденты называли себя также «инакомыслящими» и «правозащитниками». Нельзя сказать, что они имели единые взгляды – наоборот, были достаточно разобщенными, охватывая и сторонников марксизма, и православно-националистических идей. Их объединяло стремление к признанию жизни человека как наивысшей ценности и необходимости соблюдения общечеловеческих прав, демократизации, проведения радикальной реформы в сфере экономики, создания открытого общества.

Замечание 1

Для донесения своих идей массам, они распространяли информацию, которая была запрещена государством, посредством самиздата (подпольное издание, распространение рукописных и машинописных изданий) и «тамиздата» (издание своих произведений за рубежом).

Еще одним из их методов было распространение «открытых писем», в которых они озвучивали наиболее значительные проблемы в СССР. Также они проводили демонстрации: например, 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве для защиты прав, прописанных в Конституции, или 25 августа 1968 г. на Красной площади как протест против ввода советских войск в Чехословакии. Диссиденты могли оказывать моральную поддержку репрессированным гражданам и их семьям – так, был организован Фонд помощи.

Начало движения диссидентов было положено в 1965 г., когда А. Синявский и Ю Даниэль издали за рубежом свою работу «Прогулки с Пушкиным», за что были арестованы на родине. В знак протеста против их ареста прошел митинг на Пушкинской площади, на котором призывалось соблюдать права и свободы граждан, которые записаны в Конституции. С этого момента начинается распространение кружков и организаций диссидентского движения, а власть начинает целенаправленно бороться с ними.

В целом, диссидентское движение можно разделить на три направления:

  • гражданское движение: наиболее многочисленное, выступавшее за политические права и свободы, защиту прав легальными методами, отрицание идеологии;
  • национальное движение: армяне, грузины, латыши, литовцы, эстонцы, украинцы, евреи, немцы и пр.
  • религиозное движение: адвентисты седьмого дня, пятидесятники православные, баптисты и пр.