В XVII в. Россия представляла собой аграрную страну, где подавляющее число населения составляли крестьяне, со слабым развитием городов, сильной и централизованной властью царя, большим влиянием церкви.
Тем не менее XVII в. стал переломным для развития культуры в России. Смута оказала большое влияние на умонастроения народа, подняв в нем патриотизм, укрепив осознание ответственности за судьбу своей Родины. В этих условиях началось рождение личности. Медленно, но верно Россия присоединялась к общеевропейскому движению. Развивалась жизнь в городе, формировался общероссийский рынок, объединявший страну.
Образование и литература
Большая часть населения в этот период была неграмотна, но народное творчество развивалось – фольклор, народная музыка, деревянное зодчество, ремесло. Создавались пословицы, поговорки, сказки, где отражались не только древние события, но и недавние – о Ермаке, о Скопине-Шуйском, Разине и т. д.
Тем не менее минимальный уровень образованности был. Народ обучали дьячки, духовные лица. Зажиточные слои населения для обучения могли нанимать учителей. С 1640-х гг. появляются школы при церквях и монастырях. Для обучения членов царской семьи приглашались просветители: так, умнейший человек того времени Симеон Полоцкий был воспитателем детей Алексея Михайловича – Федора и Софьи. Благодаря его деятельности в 1680-х гг. также появилась Славяно-греко-латинская академия. Большую роль в развитии просвещения играл и Д.М. Ртищев.
Возрастало и количество печатной продукции, что способствовало распространению знаний. Также в появилась первая рукописная газета «Куранты», которую читали придворные.
В этот период продолжают создаваться литературно-исторические произведения. Авраамий Палицын, руководивший обороной Троице-Сергиева монастыря во время Смуты создает «Сказание», где рассказывалось об этом периоде. На эту же тему дьяк И. Тимофеев пишет «Временник». Также выходит «Повесть об Азовском сидении донских казаков». В этих произведениях отражаются характеры и замыслы героев – Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Ермака и пр.
Большая популярность по-прежнему остается у жанра «житий». Известность в то время приобрело «Житие» протопопа Аввакума, которое он написал сам о себе, то есть эта была одна из первых в русской литературе автобиографий.
Распространяются сказания сатирической и комической направленности: например, «Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Шемякине суде» (сатира на жадность судей), «Служба кабаку» (осуждение пьянства).
Появляется светская повесть, первые поэтические сборники: в 1680 г. С. Полоцкий выпустил авторский сборник стихов.
Архитектура, живопись, театр, музыка
В XVII в. активно развивается каменная архитектура, хотя и о деревянной не забывают. Именно в этот период свой законченный вид приобретают ансамбли Троице-Сергиева, Новодевичьего, Иосифо-Волоколамского монастырей. В Москве строятся:
- новый кремлевский дворец в виде терема в три этажа, с шатровой надстройкой;
- каменные палаты (боярина Голицына, дьяка А. Кириллова);
- церкви (храм Троицы в Никитниках, Рождества в Путниках).
Во второй половине XVII в. появляется новый архитектурный стиль – нарышкинское барокко. Этот стиль ввел Лев Кириллович Нарышкин, брат Натальи, жены царя. Для этого стиля характерна отделка зданий белокаменной резьбой по кирпичной кладке, что делает постройку пышной и величественной. Примерами этого стиля служат церковь Покрова в Филях и палаты Нарышкиных на Петровке.
В XVII в. достигает высокого развития иконописная живопись, а также появляется реалистичное направление. Наиболее известным русским художником стал Симон Ушаков, который привнес реализма и в церковную живопись.
Появляется жанр портрета, представленный «парсунами», на которых изображены Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, царевна Софья, патриарх Никон, Наталья Нарышкина.
В XVII в. в России впервые появляется театр. До этого игрались спектакли и сценки в балаганах на ярмарках, но они носили чисто развлекательный характер. При дворе Алексея Михайловича появился придворный театр, где ставились постановки европейских пьес. Царь и глава Посольского приказа А. Матвеев были большими поклонниками театра. По предложению второго была организована труппа актеров под руководством пастора Немецкой слободы. «Театральные храмины» были сооружены в Преображенском, в Кремле. Однако эта труппа позже распалась, но тем не менее начало театральной традиции в России было положено.
Мощный импульс получило и музыкальное искусство. Музыка развивалась в народной среде, а также в церковных хорах, но классическое профессиональное музыкальное искусство зарождается при Алексее Михайловиче. В Россию приглашаются музыканты из Европы; появляется органная музыка. В 1677 г. появился первый нотный печатный станок.
Быт росиян
Несмотря на прогресс в культуре, в народ новые тенденции проникали медленно. Однако все же проникали: зажиточные слои населения восприняли новые черты культуры, где основной идеей стала забота об удобстве человека:
- на столах появляются приборы, скатерти;
- для каждого члена семьи обустраиваются отдельные комнаты;
- стены украшаются светской живописью, иногда даже привезенной из Европы;
- появляются зеркала, люстры;
- западные фасоны начинают использоваться в одежде – она становится короче и легче. Некоторые начинают брить лицо, делать прическу (а не стричь голову «под горшок»).
Однако это происходило в более-менее материально обеспеченных слоях населения.
Основная часть народа по-прежнему жили ч избах, где было бычий пузырь вместо стекла в окна. Помещение освещалось при помощи лучины, а трапезы велись вокруг общей миски. Одежду носили традиционного фасона из грубого сукна или домотканного холста; летом надевали лапти, а зимой – валенки.
Народы Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа и Сибири находились на более низком уровне развития, пользуясь архаичными орудиями труда и жившим чуть ли не по племенным традициям.