Домонгольская Русь – это период в истории России, который определяется хронологическими рамками от начала государственности в IX в. до нашествия монголо-татар на Русь в XIII в.
Культура домонгольской Руси представляет собой синтез культур:
- племен восточных славян, которые представляли собой ядро государства,
- степных племен, с которыми восточные славяне имели давние контакты;
- Византии, которая оказала особенно влияние на Русь благодаря принятию христианства.
В первые десятилетия существования Русского государства в основе ее культуры лежали восточнославянские традиции – языческое мировоззрение и народное духовное/материальное производство. После принятия христианства в 988 г. культура Руси стала представлять собой сочетание восточнославянских языческих и византийских христианских традиций. Традиции Византии, которые базировались на культуре Античности, были переработаны и «пересажены» на русскую почву, где получили новые коннотации.
С второй половины XII культура Руси начала испытывать некоторое влияние западноевропейских традиций, что особенно отразилось на галицких городах, которые находились на границе с Польшей и Литвой. Также, с XII в. культура перестает носить централизованный характер, потому что уже начинают проявляться тенденции политической раздробленности, а поэтому начинают складываться культурно-художественные школы в отдельных землях как местные варианты древнерусской культуры.
Письменность
В IX в. на Руси уже существовал собственный алфавит: это доказывается тем, что миссионеры Кирилл и Мефодий встречали Евангелие, написанное на славянском. Во второй половине IX в. они создали глаголический алфавит, который они же позже переработали с использованием греческого языка. Таким образом, Кирилл и Мефодий создали кириллицу. Это было сделано с целью адаптировать христианские тексты для славянских народов. Как известно, распространение религии зачастую несет с собой распространение просвещения – так и произошло на Руси.
Основными центрами грамотности на Руси стали школы при церквях и монастырях. В них изучались не только чтение и письмо, но и богословие, грамматику, риторику, диалектику и т.д. Разумеется, изучение шло с религиозным оттенком. При Ярославе Мудром в Киеве были открыты школы и библиотеки. Образование получила и дочь Ярослава – Анна, ставшая впоследствии королевой Франции, где образованные женщины были также нечастым явлением.
О грамотности городского населения рассказывают материальные источники, например, ремесленные изделия, где имелись надписи: женщины могли подписывать пряслица, а сапожники – вырезать имя заказчика на колодке. Также представление о грамотности могут дать надписи на стенах – граффити, среди которых встречаются и молитвы, и шуточные надписи.
Огромный материал предоставляют и берестяные грамоты, которые жители Древней Руси использовали и для различных целей. На бересту заносили и хозяйственные расчеты, и завещания, и любовные письма. На данный момент мы имеем более 700 грамот, которые были найдены в Смоленске, Пскове, Новгороде, Полоцке и др.
Развитие письменности обуславливало развитие литературы. Самая древняя русская книга, которая сохранилась – это Остромирово Евангелие. Оно было написано в 1056-1057 гг. для Остромира, новгородского посадника. В ту пору создание книги занимало много времени и ресурсов, поэтому они были очень дорогими.
Распространялась на Руси и переводная литература, причем и светская, и религиозная. Среди них – «Александрия» (о жизни Александра Македонского), «Повесть о разорении Иерусалима» римского историка Иосифа Флавия, различные византийские хроники.
Основным жанром древнерусской литературы была летопись. Самым знаменитым примером летописи является «Повесть временных лет», которая была написана в XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Важной чертой летописания XII в. была идея преемственность и единения со времен Киевской Руси. Летописцы в отдельных княжествах начинали с «Повести временных лет», вели рассказ до времени отделения княжества от Киева, а затем обращались к событиям местного масштаба.
Кроме летописания большую популярность получили жизнеописания святых. Примером является «жития» Бориса и Глеба (первые русские святые). Примером жанра публицистики может служить «Слово о законе и благодати».
Важные проблемы освещаются в «Поучении детям» Владимира Мономаха и «Молении» Даниила Заточника. В них содержатся призывы к единению против врагов, прославление веры и власти князя и т.д. Стоит ответить и «Слово о полку Игореве», повествующее о походе новгород-северского князя Игоря на половцев.
Архитектура
До конца X века архитектура Руси была деревянной или деревянно-земляной, а каменного монументального зодчества не практиковалось. Среди первых каменных зданий находится Десятинная церковь, которая была построена в Киеве при Владимире. Она была сожжена и разрушена во время монголо-татарского нашествия, и до нашего времени дошел только фундамент, несмотря на последующие перестройки.
В XI-XII вв. князья (Ярослав Мудрый, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский) активно занимаются строительством:
- в Новгороде в 1037 г. возводится Софийский собор;
- в Киеве строятся Золотые ворота;
- во Владимире были построены Дмитриевский и Успенский соборы;
- в Боголюбове – княжеский дворец.
Архитектурные традиции были заимствованы из Византии, да и первые мастера на Руси были византийского происхождения, которые и передали принципы возведения храмов. В удельный период также начинаются формироваться свои школы в разных княжествах. Например, в Киеве, Рязани, Чернигове, Смоленске в качестве материала использовалась плинфа, во Владимире, Галиче, Суздале – камень, а в Новгороде – известняк. Но тип храмов был один – крестово-купольный.
Живопись
Основным видом живописи были фрески и мозаики как внутреннее украшение храма, а также иконы. Первыми живописцами были выходцы из Византии, однако вскоре появились и русские мастера – Алимпий, Георгий, Олисей.
Самой знаменитой и почитаемой русской иконой была Владимирская, где изображена Богоматерь с младенцем.
В области монументальной скульптуры особого развития не наблюдалось, поскольку традиции изображать святых в скульптуре в православии нет. Однако резьба по дереву и камню достигла больших успехов, что заметно в украшении стен храмов.
Таким образом, культура домонгольской Руси заложила основы для формирования и развития культуры единой русской народности.