Византия – это государство со столицей в Константинополе в разные периоды занимавшее больше или меньше территорий по побережью Черного и Средиземного моря.
В силу географических обстоятельств восточные славяне и Византия контактировали еще до появления на Руси государственности. Источники сообщают о походах, которые были совершены восточнославянскими племенами, на малоазиатское побережье Черного моря и на Крым в VIII-IX вв. В 860 г. была проведена попытка нападения на Константинополь, но закончилась она недельной осадой города и заключением мира.
Русско-византийские отношения при первых русских князьях X века
Первые задокументированные договоры Руси с Византией были заключены князем Олегом.
В 907 г. Олег выступает в поход на Константинополь, снарядив большое пешее и морское войско. Лев VI, византийский император, опасаясь штурма, закрыл ворота и загородил цепями гавань. В этом случае Олег принял оригинальное решение: он приказал воинам вытащить корабли на сушу и поставить их на колеса. Таким образом, когда подул ветер, на поднятых парусах корабли поехали к городу. Это зрелище так впечатлило византийцев, что они тут же предложили русскому князю мир.
По договору Византия обязывалась платить Руси дань и устанавливала упрощенные правила торговли для русских купцов. В знак своей победы Олег прибил русские щиты на ворота Константинополя.
Некоторые исследователи считают, что этого похода на самом деле не было. Дело в том, что сведения о нем имеются только в русских источниках, а вот византийские про это ничего не рассказывают, при том, что описывали походы русских до и после этого события. Текст же договора представляет собой компиляцию договоров 911 г. и 944 г. Впрочем, поход мог быть, но без осады Константинополя.
В 911 г. Олег направил послов в Византию для подтверждения этого договора. Согласно новым положениям, условия оставались прежние, однако, пропадает упоминание о беспошлинной торговле. Соглашение 911 г. признается подлинным, поскольку сведения о нем имеются и в русских, и в византийских источниках.
При следующем князе – Игоре, были продолжены походы на Византию. В 941 г. Игорь снарядил большое войско, однако, флот был почти полностью уничтожен греками при помощи так называемого «греческого огня» (горючей смеси неизвестного сегодня состава). Множество кораблей было разрушено, а выжившие воины были взяты в плен.
Через несколько лет, в 944 году Игорь собрал новое войско, состоявшее из варягов, славян (ильменских словен, полян, тиверцев, кривичей) и наемных печенегов. Основную часть войска составлял флот. Византийский император Роман I Лакапин, заранее зная о походе, послал навстречу русскому войску посольство с богатыми дарам. Игорь счел это удовлетворительным и принял дары, а позже подписал военно-торговое соглашение с Византией.
После Игоря княжение приняла его жена Ольга как регент при малолетнем сыне Святославе. При ней боевых действий с византийцами не велось, а вот дипломатические визиты Ольга в Константинополь совершала:
- в 955 г. в столице Византии она приняла крещение и взяла христианское имя Елена. Это было ее личное побуждение, не имевшее влияния на общую религиозную ситуацию на Руси. Известно, что она пыталась приобщить к христианству своего сына Святослава, однако, он оказался, мотивировав это тем, что его дружина станет над ним смеяться. Это означало, что позиции христианства на Руси были не крепки, но и не отторгались, поскольку обратиться в эту веру могла себе позволить мать князя.
- в 957 г. Ольга с посольством нанесла визит византийскому императору Константину Багрянородному. В византийских документах она называется правительницей Руси при том, что Святослав упоминается без титула. По всей вероятности, этот визит не принес ожидаемых результатов, так как в летописи сообщается о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве после этой поездки.
Воинственный Святослав вновь вернул русско-византийские отношения в военное русло.
В 967 г. византийский император Никифор Фока заключил договор со Святославом, чтобы тот оказал ему военную помощь в конфликте с Болгарией. Возможно, Византия хотела нанести удар по Болгарии чужими руками, а заодно и ослабить Киевскую Русь. В 968 г. Святослав разгромил болгар в битве под Доростолом и взял множество городов, в том числе и важный Переяславец. Таким образом, Болгария осталась под контролем Святослава.
В 970 г. он вместе с болгарами, печенегами и венграми напал на земли Византии во Фракции, а затем дошел до Аркадиополя, который находился недалеко от Константинополя, где и произошло генеральное сражение. В результате были перебиты печенеги и разгромлены главные силы русского войска. Однако по сообщению русского источника, Святослав одержал победу в этом сражении, дошел до Константинополя, но отступил, получив дань.
Однако контроль Святослава над Болгарией не давал покоя Византии, в которой в 970-971 гг. начали готовиться к военному походу. Русское войско со Святославом тогда находилось в Переславяце, штурм которого византийцы вели в течение трех месяцев. В силу истощения ресурсов Святослав запросил мир. Согласно договору, Святослав покидал Переяславец, а также возобновлялся старый мир, по которому русским купцам предоставлялось право беспошлинной торговли.
Святослав с войском двинулись в Киев, но во время зимовки на днепровских порогах подосланный византийским императором Иоанном Цимисхием печенежский отряд во главе с Курей убил Святослава и его дружину.
Русско-византийские отношения в конце X века – XI веке
Новый поворот в русско-византийских отношениях начался при Владимире Великом. В 988 г. император Василий II попросил у русского князя военную помощь в подавлении восстания. В обмен на это Владимир потребовал руку сестры императора Анны. Вынужденный пойти на эти условия, Василий согласился, однако, обещания своего не выполнил. Тогда Владимир осаждает византийский город Корсунь и, после трехмесячной осады, берет его, что угрожало дальнейшим продвижением русского войска к столице Византии.
Согласно летописи, Василий соглашается отдать Анну, если Владимир примет крещение, что русский князь и делает прямо в Корсуни. Однако, эта история носит, вероятнее всего, легендарный характер, так же, как и легенда о «выборе веры», когда Владимир принял решение о необходимости введения на Руси новой религии. Это решение было принято под влиянием множества факторов, в том числе нужды народа в объединительной силе и улучшении отношений Руси с Византией.
В любом случае примерно в 988 г. в нескольких центрах, в том числе в Киеве и Новгороде, проходят массовые мероприятия по принятию новой веры. В них активно принимают участие византийские священники.
Принятие Русью христианства по православному обряду оказывает огромное влияние на последующее развитие страны:
- Русь встала в ряд других христианских государств, что укрепляло ее международное положение;
- развитие архитектуры, живописи, письменности и т.д. под влиянием Византии;
- изменение быта и сознания людей.
Это лишь некоторые факторы. Византия теперь действительно играла большую роль в культуре Руси. В русские города начали прибывать византийские мастера, которые строили и создавали тут свои шедевры (Десятинная церковь, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке и т.д.) и основывали школы, также хлынул поток произведений византийского искусства (многочисленные иконы). Богослужения поначалу велись на греческом, а это означало, что и основная часть священников тоже из Византии. Письменность также была создана греческим филологом и миссионером Кириллом, который адаптировал греческую азбуку под славянские языки.
До 1043 г. отношения Руси и Византии развивались довольно мирно, пока Ярослав Мудрый не послал своего сына Владимира в поход на Византию. Повод был следующий – убийство знатного русского в Константинополе. Этот поход завершился в 1046 г. с подписанием мирного договора, в закрепление которого византийская царевна выходила за сына Ярослава Всеволода. Также, в течение этого периода русские войска принимали участие на стороне Византии в нескольких военных кампаниях.
С началом на Руси удельного периода международные отношения перестали иметь общерусский характер: теперь политика зависела от конкретного княжества. В 1050-1070-х гг. русские наемники еще были в византийском войске. До 1115 г. между Киевом и Константинополем сохранялись хорошие отношения, развивалось паломничество и заключались династические браки.
В 1116 г. Владимир Мономах принял участие в походе против Византии, однако вскоре мирные отношения были восстановлены. Несмотря на мелкие региональные конфликты в целом отношения между Русью и Византией были дружественными.
Таким образом, за период IX-XII вв. между Русью и Византией сложились определенные отношения, которые начинались с постоянных военных столкновений и завершились мощным культурным влиянием, которое оказала Византия на русские земли. Именно в этот период сложились и укрепились культурные русско-византийские связи.