Картинный дом в Ораниенбауме был построен в XVIII веке по проекту мастерской архитектора Ф. Д. Растрелли.
В 1754-1761 годах в этом здании располагались придворный театр, коллекция картин, библиотека и кабинет редкостей великого князя Петра Федоровича. То есть это был своего рода культурный центр того времени.
Рисунок 1. Картинный дом в Ораниенбауме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Было распространено мнение, что Петр Федорович не интересовался ничем, кроме игры в солдатики. Однако это были лишь слухи, распространяемые его женой Екатериной. На самом деле Петр III был очень увлеченной натурой. Он любил искусство, театр, играл на скрипке, увлекался литературой.
Сегодня в Картинном доме находится музей. Посетители могут ознакомиться с экспозициями пяти залов – Двухсветного зала, Картинного зала, Кабинета-Библиотеки и двух помещений Кунсткамеры.
Коллекция живописи
В Картинном и Двухсветном залах представлено более 80 картин художников Западной Европы XVI-XVIII вв. В 1762 году немецкий гравер, работавший в Петербургской Академии наук, Якоб Штелин, составил описи и схемы первоначальной шпалерной развески, благодаря чему оригинальные полотна из коллекции Петра III вернули на свои исторические места.
Рисунок 2. Коллекция живописи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Коллекция Петра Федоровича насчитывала более 450 картин. Это было одно из крупнейших частных российских собраний того времени. Петр Федорович собирал коллекцию в течение двадцати лет. В ней были купленные и подаренные картины, а также заказанные художникам. В коллекции Петра III представлены образцы итальянской, фламандской, голландской, французской и испанской живописи.
Декоративно-прикладное искусство
В Кунсткамере Картинного дома представлены образцы китайского декоративно-прикладного искусства конца XVII-XVIII вв., в том числе и предметы из коллекции Петра III.
Рисунок 3. Коллекция декоративно-прикладного искусства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо естественнонаучных, минералогических и нумизматических коллекций в собрании древностей великого князя было большое количество произведений китайских и японских мастеров: здесь и фарфор, и мелкая пластика, и морские раковины, и предметы из дерева, и вазы, и заводные механические игрушки.
Наибольший интерес из всех диковинок представляет механическая китайская игрушка «Ладья небесная». Скорее всего, ее подарили Петру I во время первой дипломатической миссии, прибывшей из Китая, а его внук – Петр III – позаимствовал ее оттуда для своей коллекции. После смерти Петра III «Небесную ладью» по велению Екатерины II вернули в Санкт-Петербургскую Кунсткамеру.
Изделия китайских мастеров и китайская культура в целом вызывали интерес в России на протяжении всего XVIII века. Так появился стиль шинуазри. Российские коллекционеры собирали произведения китайского искусства, которые имели не только эстетическую, но и этнографическую ценность.
Библиотека
В интерьерах Кабинета-Библиотеки и Кунсткамеры воссозданы шкафы и стеллажи, в которых хранилось более 4 тыс. книг Петра III. Книжное собрание Петра Федоровича включало в себя издания по военным, точным, естественным и гуманитарным наукам.
Особый интерес представляет мебель, изготовленная специально по заказу Петра III. Ее он использовал для хранения коллекций минералов, фарфоровых и ювелирных изделий.
В Библиотеке на столе можно увидеть документы, глобус, солнечные часы и скрипку Петра Федоровича. Стоит отметить, что его коллекция насчитывала около 40 скрипок, изготовленных великими мастерами XVIII века.
Оперный зал
В восточном крыле Картинного дома находился Оперный зал. Это был первый придворный театр, открытый Петром Федоровичем в Ораниенбауме и существовавший с 1755 по 1758 год.
В создании Оперного зала в Картинном доме принимали участие лучшие итальянские мастера того времени – машинист Карло Джибелли, художники-перспективисты и декораторы Джузеппе Валериани и Антонио Перезинотти. Под их руководством проходил процесс оформления представления в петербургских императорских театрах.
На музыкальных представлениях, проходивших в Ораниенбауме, император играл первую скрипку.
Сегодня в Оперном зале посетители могут посмотреть мультимедийное представление, посвященное истории русского театра эпохи барокко. В спектакле звучит музыка из произведений Франческо Арайи, а также используются эскизы декораций Дж. Валериани и театральных костюмов Р.-Л. Боке.