Театр в первые годы советской власти
После революции императорские и частные театры были национализированы и больше не были средствами получения прибыли. Начался рост числа театров. Из 45 театров Петрограда, действовавших в сезонах 1917/1918 — 1920/1921 годов, 27 возникли именно в 1917—1920 годах. В театре появилась новая публика. Например, о новом отношении к искусству (как важнейшей составляющей культуры), проявляемом революционным зрителем писала выдающаяся певица Н. Обухова:
«От прежнего зрителя его отличало чуткое отношение к спектаклю, непосредственность, жажда знаний. Каждый спектакль превращался в праздник».
Народные творческие силы также получили возможность для своей реализации. Режиссер Центральной студии Пролеткульта В. Смышляев вспоминал:
«Надо удивляться духу пролетария, когда он, утомленный, аккуратно приходил в студию и остаток своего отдыха отдавал искусству».
Годы НЭПа стали временем процветания театров-кабаре. Получили распространение агитационно-массовые формы. Произведения этого жанра характеризовались аллегориями, злободневная тематика, условным отказом от изображения личности. Заметным явлением были массовые театрализованные праздники, подготовка к которым объединяла усилия режиссеров, поэтов, художников, актеров, музыкантов, а действия предполагали участие тысяч человек. Первый праздник под названием «Мистерия освобожденного труда» прошел 1 мая 1920 года в Петрограде.
Драматические театры, также привлекая в зрительные залы нэпманов, для постановки искали пьесы легких жанров: водевили и сказки — так на сцене недавно появившейся студии Вахтангова возник спектакль по сказке Карло Гоцци, за легкостью которого скрывалась социальная сатира. Но такие спектакли, пожалуй, были исключением. Новые советские пьесы в основном были лозунгами и прокламацией новой власти.
Первым советским спектаклем была «Мистерия-буфф» — постановка Всеволода Мейерхольда пьесы В. Маяковского с оформлением Казимира Малевича. Постановка выдержала лишь три представления.
В 1920 году театральную студию Мастфор на Арбате открыл Николай Фореггер — там делали свои первые шаги на сцене Сергей Эйзенштейн, Сергей Герасимов, Владимир Масс, Сергей Юткевич, Борис Барнет, Тамара Макарова и другие будущие выдающиеся деятели искусства.
Тогда же появилось театральное движение «Синяя блуза».
Одновременно продолжалась работа бывших частных национализированных МХТ, Камерного театра, Оперы Зимина, бывших императорских и тоже национализированных Большого и Малого театров.
После перерыва продолжил в новых условиях работу Театр зверей дрессировщика Владимира Дурова. Дурову с семьей позволялось даже какое-то время жить в национализированном помещении театра, которое изначально было домом дрессировщика.
В 1920-х гг. спектакли с куклами начинает ставить бывший мхатовец Сергей Образцов.
Театр в СССР
В Большом театре появлялись балеты и оперы на советские сюжеты. Родилась высококлассная школа классического балета. На драматических сценах ставились пьесы талантливых авторов; появились новые имена режиссеров, танцоров, актеров, певцов, балетмейстеров, эстрадных исполнителей, занявшие в истории русского театра высокое место; появились театроведение и театральная аналитика, начал выходить журнал «Театр». В истории страны навсегда остались имена Месереров, артистов балета и хореографов Галины Улановой, Константина Сергеева, Майи Плисецкой, Юрия Григоровича и других; режиссеров драматического театра К. Станиславского, Евгения Вахтангова, Вл. Немировича-Данченко, Александра Таирова, Всеволода Мейерхольда, Рубена Симонова, Алексея Дикого, Олега Ефремова, Георгия Товстоногова, Юрия Любимова, Анатолия Эфроса, актеров Николая Хмелева, Василия Качалова, Марии Бабановой, Соломона Михоэлса, Иннокентия Смоктуновского, Алисы Коонен, драматургов Алексея Арбузова, Михаила Булгакова, Александра Володина, Виктора Розова и выдающихся деятелей советского театра.
В 1924 году специальный декрет в стране запретил деятельность всех ритмопластических и пластических студий. Единственным идеологически правильным эстетическим направлением считалось направление, выработанное Станиславским. В течение десятилетий часть театров фактически была разгромлена (в 1924 году — Мастфор; в 1933 году — Театральное движение «Синяя блуза»; в 1938 году — Театр им. Мейерхольда; в 1948 году – Еврейский театр Соломона Михоэлса; в 1950 году – Камерный театр Таирова), а многие деятели были приговорены к заключению или расстреляны.
В 1930-е годы драматическим театрам было запрещено обращение к современным иностранным авторам. Исключения рассматривались на высочайшем уровне — в 1930 году Камерный театр Таирова поставил пьесу Брехта «Трехгрошовая опера».
В эпоху «оттепели» в театральную культуру вошло поколение шестидесятников. По распоряжению министра культуры Екатерины Фурцевой открылся московский театр на Таганке под руководством Юрия Любимова, театр, сразу показал оппозиционный настрой к соцреализму и отход к театру символическому, поэтическому, площадному.
Еще одно новшество эпохи — преобразованный из студии Театр мимики и жеста, первый в мире стационарный театр для глухонемых, появившийся в 1963 году в Москве. В этом театре сценические средства выразительности основаны на пластике, музыке, элементах пантомимы, танца. Доведенный до совершенства жест делает спектакль доступным для глухонемого зрителя. Действие сопровождается синхронной речью диктора, который таким образом озвучивает спектакль.
В СССР открывались ТЮЗы, детские театры, 21 ноября 1965 года открылся Московский государственный академический детский музыкальный театр под руководством Наталии Сац.
Самые талантливые режиссеры и актеры провинции назначались в Москву, оголяя провинциальные сцены. Театры провинциальных городов существовали, но их уровень был несопоставим со столичными театрами.
В столичных театрах после «оттепельных» лет ужесточалась система государственного руководства — советская партийная номенклатура (Министерство Культуры, «Главлит», партийные городские и районные функционеры) по идеологическим соображениям не допускали на сцену многие драматические произведения, а кого-то —выталкивали в эмиграцию. Так случилось, например, с Юрием Любимовым.
Перестройка привела и к театральным переустройствам, но экономическая разруха конца 1980-х — начала1990-х годов способствовала падению интереса к театрами в целом.