История России как часть всемирной истории
История России представляет собой часть общей исторической науки. С точки зрения цивилизационного подхода существовала и продолжает существовать дискуссия о месте России в общечеловеской истории. Наиболее широкое подразделение цивилизаций – на Западную и Восточную. Отсюда по различным критериям исследователи и мыслители относят Россию либо к Западной, европейской цивилизации, либо к Восточной.
Наиболее известными представителями первой точки зрения являлись в $XIX$ в. так называемые «западники» (Чаадаев П.Я., Боткин В.П., Каверин К.Д. и др.), считающие, что России ближе европейская цивилизация, и именно на нее стоит ориентироваться в деле модернизации.
Отнесение России к Восточной цивилизации характерно, в основном, для европейских и американских исследователей (например, Дональд Тредголд). Однако надо учитывать, что подобное разделение весьма условно. Уже в $XIX$ в. у «западников» были противники – «славянофилы», выступавшие за обособление России в качестве особой отдельной славянской цивилизации. Подходов в изучении истории достаточно много, и цивилизационный является лишь одним из возможных вариантов. Вторым наиболее известным подходом является формационный, в течение XX в. господствовавший в нашей стране. Итак, независимо от научной парадигмы очевидно следующее – история России является неотъемлемой, важной частью истории человечества.
Историография истории России
Историография – это история развития исторической науки. В России об историографии в полном смысле этого слова можно говорить, начиная с $XVIII$ в. Но зарождение историографии произошло раньше, с образованием централизованного государство и исходя из утилитарных целей; именно тогда стали объединять многочисленные летописи и другие памятники.
С середины $XVIII$ в. начались обширные исторические исследования. К этому времени относится норманнская теория, последователи которой – немцы-ученые Байер Г.З., Шлёцер А.Л., Миллер Г.Ф. Результатом их трудов стали так называемые «Миллеровские портфели». Русским ученым, выступившим против норманнской теории стал Ломоносов М.В. с трудом «Древняя Российская история».
В первой половине $XIX$ века был составлен колоссальный труд придворного историографа Александра $I$ Карамзина Н.М. «История государства Российского», составивший $12$ томов. Следующий фундаментальный труд после Карамзина принадлежал Соловьеву С.М. Вместе с Кавелиным И.Д. Соловьев принадлежал к государственной школе в отечественной историографии. Его сочинение имеет название «История Российская с древнейших времен» и составляет $29$ томов.
В начале $XX$ века началось получает развитие изучение теории и методологии истории. Лаппо-Данилевский А.С. и Шахматов А.А. оставили большой вклад в источниковедении. Активно развивались вспомогательные исторические дисциплины – палеография, нумизматика, геральдика, генеалогия. К концу $XIX$ века российские ученые имели налаженные контакты с учеными других стран, что способствовало взаимообогащению знаний.
Марксистская теория привлекала к себе внимание историков еще до ее оформления в качестве государственной идеологии. Причиной принятия историками этой теории была ее внешняя логичность и стройность. Важный вклад в последующее развитие историографии советского периода внес Плеханов Г.В. Ему принадлежит много трудов, среди которых «История русской общественной мысли», «О монистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории».
Наибольшее влияние на советскую историографию оказал Ленин В.И., хотя он не был профессиональным историком. Ленину принадлежат следующие труды, в которых выражены основные его идеи: «Развитие капитализма в России», «Марксизм и эмпириокритицизм» и др. Профессиональным историком, стоявшим на позиции марксизма был Покровский М.Н. Описание российской истории с точки зрения марксизма он изложил в своем труде «Русская история с древнейших времен».
С образованием Советского государства историография повсеместно стала марксисткой. Определенные изменения в концепции совпадали с изменениями в идеологии СССР.
В постсоветской России историография перестала быть строго идеологизированной, появился плюрализм в методологии и тематике исследований, однако отрицательной чертой процесса либерализации науки после Советского союза стало ухудшение профессионализма, это коснулось и исторической науки.
Периодизация истории России
Для системного изучения истории необходимы критерии ориентирования во времени и пространстве. Исходя из этих соображений составляют периодизацию. Общепринятой периодизации отечественной истории не существует, равно как и в вопросе о разделении всемирной истории на традиционные периоды Древнего мира, Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени тоже нельзя ставить точку. Различные версии периодизации объясняются методологией истории – т.е. выбором критериев, на основе которых происходит деление на периоды. Применимо к отечественной истории первая периодизация была представлена Татищевым В.Н. на основании развития государственной власти: первый, древнейший этап истории – «история с древнейших времен до Рюрика», второй период ($862-1132$ гг.), от Рюрика до смерти Мстислава Великого по Татищеву – «совершенное самовластительство», третий период ($1132-1462$ гг.) «аристократия удельного периода», и наконец четвертый период характеризуется как восстановление единовластия и начинается с $1462$ г., т.е. с начала правления Ивана $III$.
Классическая периодизация российской истории была представлена первым историографом Карамзиным Н.М. Карамзин придерживался позитивистских взглядов, что означало, что он исповедовал идею всемирного прогресса, выражающегося в духовном развитии человечества. Историю Отечества Карамзин ассоциировал с историей самодержавия: Древнейшая история (от Рюрика до Ивана $III$) – период основания монархии; Средняя история (от Ивана $III$ до Петра $I$) – период единовластия; Новая история (от Петра $I$ до Александра $I$) – период изменения гражданских обычаев.
Следующей заслуживающей особого внимания концепцией периодизации России является периодизация Ключевского В.О. В «Курсе русской истории» Василий Осипович дает свою периодизацию, которая основана на следующих факторах: географический, социальный и хозяйственный. Исходя из этого периодизация истории России по Ключевскому состоит из четырех этапов:
- $VIII–XIII$ вв. «Русь днепровская, городовая, торговая»;
- $XIII$ – до середины $XV$ вв. «Русь верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая;
- от середины $XV$ – $1450-1613$ гг. «Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая;
- от начала $XVII$ – до середины $XIX$ вв. «Всероссийский, императорский, дворянский» период.
Со сменой политического режима и приходом марксистской идеологии полностью изменился и подход к изучению истории. Советские историки придерживались формационного подхода при трактовке исторических процессов, поэтому периодизация истории России, как и всеобщей истории, состояла из последовательной смены общественно-экономических формаций. Следует отметить, что эта периодизация была наиболее подробной:
- Первобытно-общинный строй до $IX$ века
-
Феодальный период $IX$ – до середины $XIX$ века
- ранне-феодальный период (относится к Киевской Руси)
- феодализм развитой (охватывает период от раздробленности до образования централизованного государства)
- поздне-феодальный период (относится к кризису крепостничества в России)
-
Период капитализма с середины $XIX$ века – до $1917$ г.
- домонополистический капитализм ($60-90$е гг. XIX века)
- империализм (начало $XX$ века – $1917$ г.)
- Социализм с $1917$ г.
На протяжении советского периода выделялось разное количество периодов в истории России, но в целом надо понимать, что подобное деление довольно искусственно. Сформулированная К. Марксом теория о формациях относилась в первую очередь к европейскому миру, и не может быть универсальной, например, применимо к истории России нельзя выделить рабовладельческий этап, расположенный по Марксу между первобытно-обшинным строем и феодальным периодом. Это же касается и других регионов мира.
На современном этапе исторической науки отличительной чертой является плюрализм методологии. Следовательно, в подходах в периодизации тоже царит многообразие. Но наиболее популярной является периодизация на основе развития государства и его институтов:
- IX - XIII вв. Древнерусское государство
- XIII - середина XV в. Удельный период
- Вторая половина XV - XVII в. Московская Русь
- XVIII - начало XX в. Российская империя
- 1917-1991 гг. Советский период
- С 1991 г. Российская Федерация