Зарождение железнодорожного транспорта в мире
Ближе всех к прообразу современного железнодорожного полотна были деревянные рельсы, которые появились в Германии в XVI веке. Подобные рельсы были и в Британии, где они использовались для перемещения вагонеток с грузами.
Через два века деревянные рельсы заменили железными. Первая железная дорога для общественного пользования открылась в 1825 г. К тепловозу были прицеплены 33 вагона. Управлял поездом сам изобретатель тепловоза, Дж. Стефенсон. Поезд двигался со станции Дарлингтон со скоростью 8 км в час. В 21 вагоне находилось около 600 пассажиров, а 12 оставшихся были нагружены мукой и углем.
Электрическая тяга появилась 31 мая 1879 г. В этот день демонстрировалась первая электрическая железная дорога. Демонстрация происходила в Берлине на промышленной выставке – длина дороги, построенная В. Сименсом, составляла 300 м. Электродвигатель, мощностью 9,6 кВт, приводил в движение электровоз, напоминавший современный электрокар. Скорость электровоза составляла 7 км в час, а в 3-и миниатюрных вагончика вмещалось 18 пассажиров.
На начальном этапе развития железных дорог, понятия «пассажирский вагон» ещё не существовало. Вместо вагонов использовали обычные экипажи и кареты, которые ставили прямо на железнодорожную платформу или сразу на рельсы. Многие вагоны были открытыми и не имели окон и крыш. Освещения, удобных сидений и отопления в вагонах тоже не было.
В первых грузовых вагонах перевозили самые разные грузы, т. е. они были универсальными, а затем для тех грузов, которые боялись осадков, вагоны стали делать с крышами.
С развитием железных дорог шло совершенствование грузовых вагонов, и наиболее важным этапом был переход к автотормозам, автосцепке, роликовым подшипникам.
Развитие железных дорог в России
Транспортировка грузов в России до середины XIX века происходила в основном гужевым транспортом, а в летний период по воде. Реки страны являлись основными транспортными артериями. Бассейны многих рек соединялись между собой каналами, например, Мариинским, Тихвинским, Днепробугским и др.
Внешние связи осуществлялись по морям. С развитием металлургического производства железные дороги были проложены к заводам Алтая и Урала – это были первые железные дороги начала XIX века. На Колыванский завод железная дорога была проложена П. Фроловым в 1810 г. Длина дороги составляла 2 км, она была с конной тягой. На Нижнетагильский завод железную дорогу построили крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы в 1834 г – тяга там уже была паровая.
Была в России железная дорога общего пользования – это первая железная дорога между Царским селом и Петербургом. Построена она была в 1837 г и имела протяженность 26 км.
Строительство железных дорог в России, прежде всего, должно было обеспечить стратегические интересы страны и интересы государственного управления.
В середине XIX века начали функционировать двух путные железные дороги Петербург-Москва и Петербург-Псков-Варшава-Вена, это были крупнейшие железные дороги в Европе.
Начиная с 60-х годов XIX века, железные дороги связывали Москву с продовольственными и сырьевыми базами России. Так, железная дорога Москва-Нижний Новгород связывала старую столицу с Волгой и через неё с более отдаленными районами.
От Москвы дороги шли на Харьков, Севастополь, Ростов-на-Дону, Владикавказ, связывая Россию с черноземным центром, Украиной, Донбассом, Поволжьем, Северным Кавказом.
Дороги, как паутина, исходили от одного центра – Москвы. К концу века протяженность железных дорог России составляла 30 тыс. км.
При помощи железных дорог в 1906 г была установлена прямая связь со Средней Азией через Оренбург.
Октябрьская революция национализировала все средства транспорта, включая железные дороги. По плану ГОЭЛРО предусматривалось строительство 4-х магистралей Кривой Рог-Донбасс-Царицын, Москва-Донбасс-Мариуполь, Москва-Петроград, Москва-Енисей.
Дороги должны были быть электрифицированными, двух путными, с повышенной скоростью движения поездов.
Со строительством крупных промышленных комбинатов строились и новые железные дороги. При сооружении Урало-Кузнецкого комбината, были построены дороги, обеспечивающие продвижение потоков каменного угля на Урал, а в обратном направлении железной руды – дороги Золотая Сопка-Карталы-Магнитогорск, Карталы-Орск, Свердловск-Курган, Новосибирск-Инская-Белово-Новокузнецк.
Накануне Великой Отечественной войны протяженность железных дорог в СССР была более 100 тыс. км.
Война нанесла железным дорогам огромный ущерб, их эксплуатационная протяженность к 1943 г сократилась на 40%, а техника на 20%.
За советский период в стране было построено более 65 тыс. новых железных дорог, расширивших полосу хозяйственного освоения страны.
Железные дороги России в XXI веке
В области железнодорожного транспорта в России существует Стратегия его развития до 2030 г, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р.
Цель Стратегии конкретна и заключается в формировании условий, необходимых для устойчивого социально-экономического развития страны, оптимизации товародвижения, повышение мобильности населения, укрепление экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности России.
Претворение Стратегии в жизнь позволит снизить совокупные транспортные издержки экономики, повысить конкурентоспособность экономики России, обеспечит лидирующие позиции на основе опережающего развития железнодорожного транспорта.
Стратегические задачи этого периода:
- в стране необходимо сформировать доступную и устойчивую транспортную систему для обеспечения транспортной целостности и независимости, безопасности и обороноспособности;
- реализация на базе интеграции железнодорожного транспорта в международные транспортные системы транзитного потенциала России;
- создание условий для повышения мобильности трудовых ресурсов и углубления экономической интеграции;
- снижение транспортных издержек за счет повышения его эффективности;
- приведение качества и безопасности перевозок в соответствие с мировыми стандартами;
- повышение инвестиционной привлекательности этого вида транспорта, обеспечение благоприятной окружающей среды.
Стратегия опирается на целый ряд принципов:
- железнодорожный транспорт – это основа политического, экономического, социального, культурного единства страны;
- важная составляющая обороноспособности государства;
- обязательный элемент конкурентоспособности России;
- модернизация железнодорожной сети – инфраструктурная основа социально-экономического роста;
- сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов саморегулирования;
- безопасность его функционирования – важнейший государственный приоритет развития отрасли и её модернизации.
Реализация Стратегии рассчитана на два этапа.
На первом этапе – 2008-2015 гг. – модернизация железнодорожного транспорта, обеспечение необходимых пропускных способностей на основных направлениях. Коренная модернизация инфраструктуры, разработка новых технических требований.
На этом этапе в строй должны войти 6,4 тыс. км новых линий, включая пассажирские высокоскоростные.
На втором этапе – 2016-2030 гг. – предусмотрено расширение сети железных дорог, строительство важнейших стратегических, социально-значимых и грузообразующих линий, протяженность которых более 15800 км.
Также Стратегией предусмотрена электрификация 7,5 тыс. км путей, транспортное обеспечение 18 месторождений полезных ископаемых, обновление подвижного состава – закупка 23 тыс. локомотивов, 900 тыс. грузовых и 29,5 тыс. пассажирских вагонов.