Железнодорожное право и железнодорожное законодательство - понятия, которые имеют тесную связь друг с другом, но не являются тождественными: если первое являет общность правовых норм, то второе является совокупностью нормативно-правовых актов. Является не допустимым смешение системы права с системой законодательства, хоть и следует устремляться к тому, чтобы система законодательства отразила правовую систему.
Система нормативных актов, которые содержат нормы, упорядочивающие транспортные железнодорожные отношения, именуют железнодорожным законодательством.
Железнодорожному законодательству являются присущими некие особенности, которые сложились как под влиянием объективных условий, так и как итог субъективных представлений законодателей о целесообразности принятия каких-либо решений в сфере правового урегулирования транспортной деятельности.
Совместно с этим железнодорожное законодательство РФ, как и транспортное законодательство целиком, собрало в себе все базирующие положения транспортного законодательства СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее . Это коснулось определения договора перевозки пассажиров и грузов, положений, которые связаны с ответственностью за неподачу транспортного средства, недостачу, утрату, повреждение, порчу багажа или груза, регулирования отношений в перевозке грузов в прямом смешанном сообщении. В сравнении действующего железнодорожного законодательства РФ с действующим ранее законодательством СССР отмечается некоторая преемственность основных положений, которые регулируют железнодорожно-транспортные отношения. Это, безусловным образом, оказывает воздействие на изучение действующего железнодорожного законодательства.
При анализе законодательства о железнодорожном транспорте, необходимо выделить присущие ему особенности.
Транспортное законодательство целиком, и железнодорожное законодательство, в обрезе его части, представляется более кодифицированным блоком российского законодательства. На всех видах транспорта приняты, сохраняют свое действие транспортные кодексы и уставы, которые регулируют большое число отношений меж перевозчиками и клиентами, при этом данное законодательство непрерывно совершенствуется, динамично развивается, при учете развития экономической сферы государства. Особенно четко это прослеживается на примере развития законодательства о железнодорожных перевозках.
За период с 1920 года по настоящий момент было принято свыше восьми уставов железных дорог, и если в первом Уставе железных дорог 1920 года содержалось только 47 статей, то Устав железных дорог 1922 года включил 76 статей и наиболее подробным образом регулировал взаимные отношения грузоотправителей, грузополучателей и самой железной дороги, а Устав железных дорог 1927 года состоял из 128 статей, конкретизируя положения, заложенные в Уставе железных дорог 1922 года.
В нем наиболее подробным образом был регламентирован порядок предъявления претензий к железной дороге, отмечалось, какие конкретно документы должны прилагаться к претензии, чего не содержалось в предыдущих уставах, подробно разворачивался вопрос по поводу исковой давности.
Устав железных дорог 1964 года четким образом урегулировал взаимные отношения грузоотправителей, грузополучателей с железной дорогой. Устав включил целый ряд вопросов, не существовавших в ранее действующих уставах, к примеру, о порядке восполнения недогруза, в то же время его объем подвергся сокращению, он включил 179 статей, что достигалось за счет наиболее четких, емких, конкретизирующих формулировок.
Транспортный устав железных дорог 1998 года отражал собственным содержанием переход государства к экономике рыночного типа. Устав состоял из 148 статей, исходил из рыночных отношений, не предусматривая государственное планирование грузоперевозок. В нем устанавливалось, что грузоперевозки на железных дорогах осуществляются, согласно заявкам грузоотправителей, что свидетельствовало о расширении объема их прав.
Устав железнодорожного транспорта 2003 года первым за всю историю подготовки таких документов выразил в собственном содержании, что инфраструктура железнодорожного транспорта, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и иные сооружения, железнодорожные станции, сети связи, устройства электроснабжении, централизации и блокировки, системы сигнализации, систему управления и информационные комплексы и другие обеспечивающие функционирование такого комплекса строения, здания, сооружения, оборудование и устройства, могут находиться в собственности индивидуального предпринимателя или юридических лиц.
Данный устав состоял из 130 статей.
В транспортном законодательстве целиком, и в железнодорожном законодательстве, в образе его элемента, отражена особенность договоров, которые заключаются транспортными предприятиями с большим объемом клиентуры:
Таким образом, в законодательстве РФ до сих пор действуют учрежденные еще первоначальными кодексами и уставами правила об ограниченной ответственности транспортных предприятий перед клиентами при нарушении договорных условий. Обязательно предъявление претензии к транспортной организации в границах срока исковой давности.
В транспортном железнодорожном законодательстве, в отличие от иных подотраслей гражданского законодательства, обладают действием весомый объем императивных норм, правила которых не могут заменяться каким-то другим условием. Довольно четко это отмечается в анализе законодательства о железнодорожном транспорте, к примеру, ст. 11, 20, 120 УЖТ.
На транспортное железнодорожное законодательство ощутимое влияние оказывает законодательство в сфере международного транспорта, при этом это влияние обладает взаимным характером: в определенных случаях внутреннее законодательство получает отражение в законодательстве, которое регулирует международные перевозки.
Нормы конвенций в транспортной сфере обязательно применяются в процессии функционирования международного транспорта, во взаимных отношениях государств, которые заключили соответственную конвенцию.