Сущность железнодорожного транспортного права
Железнодорожное право и железнодорожное законодательство - понятия, которые имеют тесную связь друг с другом, но не являются тождественными: если первое являет общность правовых норм, то второе является совокупностью нормативно-правовых актов. Является не допустимым смешение системы права с системой законодательства, хоть и следует устремляться к тому, чтобы система законодательства отразила правовую систему.
Система НПА в железнодорожном транспортном праве
Система нормативных актов, которые содержат нормы, упорядочивающие транспортные железнодорожные отношения, именуют железнодорожным законодательством.
Железнодорожному законодательству являются присущими некие особенности, которые сложились как под влиянием объективных условий, так и как итог субъективных представлений законодателей о целесообразности принятия каких-либо решений в сфере правового урегулирования транспортной деятельности.
Совместно с этим железнодорожное законодательство РФ, как и транспортное законодательство целиком, собрало в себе все базирующие положения транспортного законодательства СССР. Это коснулось определения договора перевозки пассажиров и грузов, положений, которые связаны с ответственностью за неподачу транспортного средства, недостачу, утрату, повреждение, порчу багажа или груза, регулирования отношений в перевозке грузов в прямом смешанном сообщении. В сравнении действующего железнодорожного законодательства РФ с действующим ранее законодательством СССР отмечается некоторая преемственность основных положений, которые регулируют железнодорожно-транспортные отношения. Это, безусловным образом, оказывает воздействие на изучение действующего железнодорожного законодательства.
Особенности законодательства в железнодорожном транспортном праве, его история
При анализе законодательства о железнодорожном транспорте, необходимо выделить присущие ему особенности.
Транспортное законодательство целиком, и железнодорожное законодательство, в обрезе его части, представляется более кодифицированным блоком российского законодательства. На всех видах транспорта приняты, сохраняют свое действие транспортные кодексы и уставы, которые регулируют большое число отношений меж перевозчиками и клиентами, при этом данное законодательство непрерывно совершенствуется, динамично развивается, при учете развития экономической сферы государства. Особенно четко это прослеживается на примере развития законодательства о железнодорожных перевозках.
За период с 1920 года по настоящий момент было принято свыше восьми уставов железных дорог, и если в первом Уставе железных дорог 1920 года содержалось только 47 статей, то Устав железных дорог 1922 года включил 76 статей и наиболее подробным образом регулировал взаимные отношения грузоотправителей, грузополучателей и самой железной дороги, а Устав железных дорог 1927 года состоял из 128 статей, конкретизируя положения, заложенные в Уставе железных дорог 1922 года.
В нем наиболее подробным образом был регламентирован порядок предъявления претензий к железной дороге, отмечалось, какие конкретно документы должны прилагаться к претензии, чего не содержалось в предыдущих уставах, подробно разворачивался вопрос по поводу исковой давности.
Устав железных дорог 1964 года четким образом урегулировал взаимные отношения грузоотправителей, грузополучателей с железной дорогой. Устав включил целый ряд вопросов, не существовавших в ранее действующих уставах, к примеру, о порядке восполнения недогруза, в то же время его объем подвергся сокращению, он включил 179 статей, что достигалось за счет наиболее четких, емких, конкретизирующих формулировок.
Транспортный устав железных дорог 1998 года отражал собственным содержанием переход государства к экономике рыночного типа. Устав состоял из 148 статей, исходил из рыночных отношений, не предусматривая государственное планирование грузоперевозок. В нем устанавливалось, что грузоперевозки на железных дорогах осуществляются, согласно заявкам грузоотправителей, что свидетельствовало о расширении объема их прав.
Устав железнодорожного транспорта 2003 года первым за всю историю подготовки таких документов выразил в собственном содержании, что инфраструктура железнодорожного транспорта, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и иные сооружения, железнодорожные станции, сети связи, устройства электроснабжении, централизации и блокировки, системы сигнализации, систему управления и информационные комплексы и другие обеспечивающие функционирование такого комплекса строения, здания, сооружения, оборудование и устройства, могут находиться в собственности индивидуального предпринимателя или юридических лиц.
Данный устав состоял из 130 статей.
В транспортном законодательстве целиком, и в железнодорожном законодательстве, в образе его элемента, отражена особенность договоров, которые заключаются транспортными предприятиями с большим объемом клиентуры:
- ограниченная ответственность транспортных предприятий при нарушении договорных обязательств;
- и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям, и т.п.
Таким образом, в законодательстве РФ до сих пор действуют учрежденные еще первоначальными кодексами и уставами правила об ограниченной ответственности транспортных предприятий перед клиентами при нарушении договорных условий. Обязательно предъявление претензии к транспортной организации в границах срока исковой давности.
В транспортном железнодорожном законодательстве, в отличие от иных подотраслей гражданского законодательства, обладают действием весомый объем императивных норм, правила которых не могут заменяться каким-то другим условием. Довольно четко это отмечается в анализе законодательства о железнодорожном транспорте, к примеру, ст. 11, 20, 120 УЖТ.
На транспортное железнодорожное законодательство ощутимое влияние оказывает законодательство в сфере международного транспорта, при этом это влияние обладает взаимным характером: в определенных случаях внутреннее законодательство получает отражение в законодательстве, которое регулирует международные перевозки.
Нормы конвенций в транспортной сфере обязательно применяются в процессии функционирования международного транспорта, во взаимных отношениях государств, которые заключили соответственную конвенцию.