Юкагиры — это восточно-сибирский народ, представляющий древнейшее аборигенное население северо-восточной Сибири.
Происхождение этнонима «юкагир» не установлено; возможно, оно дано русскими — посредством эвенков — и в XX веке закрепилось в качестве официального наименования. Ранее этноним выводили от эвенкийского «люди мороза» или «ледовые люди», однако исследователь юкагирских культуры и языка Юрий Крейнович подобную этимологию считал неубедительной.
Традиционными занятиями юкагиров являлись рыболовство, оленеводство, ездовое собаководство, охота на диких оленей.
История юкагиров
Юкагиры использовали изолированный (палеосибирский) язык и в силу репродуктивной изоляции от окружающих племен являлись генетическим изолятом.
Антропологические характеристики юкагиров отличались от ближайших соседей (тунгусов). Антропологи считают, что юкагиры представляли собой древнейший пласт автохтонного населения приполярной Сибири.
Около VII тысячелетия до н. э. юкагиры жили на Саянах и на востоке от Енисея, где представляли единство с представителями уральских языков (самодийцы, финно-угры). А. Окладников сделал вывод о принадлежности неолитической культуры Якутии к древним предкам юкагиров. Той же точке зрения следовали такие известные исследователи, как И. Гурвич, М. Левин, Ю. Симченко.
К началу русской колонизации в XVII веке племенные группы юкагиров (анаулы, алаи, лавренцы, когимэ, омоки, олюбенцы, ходынцы, ононди, чуванцы, хоромои, янга, шоромба, яндинцы) занимали территории от устья реки Анадырь до реки Лены.
Для юкагиров характерен низкий уровень этнического самосознания, и, несмотря на то, что соседними народами юкагирские племена однозначно идентифицировались как единая этнокультурная общность, на практике существовали две группы взаимонепонимаемые языковых диалектов — южная (таежная) и северная (тундровая).
Первая встреча юкагиров с русскими произошла в 1634-1635 годах, когда отряд первопроходцев тобольского казака Ивана Реброва, енисейских служилых пятидесятника Ильи Перфильева, Ивана Сергеева, Игната Ананьина и Фочки Самсонова встретили представителей народа на Яне. С юкагиров взяли аманатов и ясак. Однако большинство юкагиров не желали становится русскими подданными, в результате начались военные столкновения. По большей части эти столкновения не были масштабными. Они обычно проходили по стандартной схеме: русские требовали выдачи аманатов и уплаты ясака и пытались склонить юкагиров к этому мирно. Юкагиры отказывались, после чего завязывалось сражение, обычно заканчивавшееся победой русских. После понесенного поражения юкагиры давали аманатов и выплачивали ясак. Однако объясаченные юкагиры восставали и, нападая на остроги русских, пытались освободить аманатов. Также юкагиры убивали сборщиков ясака и русских промышленников. На фоне этого происходили столкновения юкагиров и эвенков, а также междоусобные войны разных групп юкагиров.
Среди столкновений выделяются наиболее примечательные. В 1645 году произошло восстание под предводительством Пелевы. Юкагиры убили русских служилых людей и освободили аманатов, но затем восстание было подавлено силами отряда А. Горелого и Втора Катаева.
3 октября 1649 года на реке Алазее бежали из Алазейского острога юкагирские аманаты Колла и Тойта, которые после с помощью сородичей «побили» служилых людей и пограбили государеву казну, а также захватили оружие.
В 1650 году анаулы, возглавляемые Когюней, перебили направленных к ним 9 промышленников. Против них выступил отряд Семена Дежнева. Русские подошли к острожку анаулов. Дежнев предпринял попытку договориться и убедить противника отказаться от сопротивления, но безуспешно. Русские в ходе ожесточенного штурма взяли острожек. Русские потеряли 4 человека убитыми и многих ранеными. Когюня попал в плен и стал аманатом, а позднее был отпущен.
В 1651 году на покоренных русскими анаулов напал другой вождь Мекерко. Они убили Когюню и его родственников. Люди Когюни просили защиты у русских. Дежнев выступил против Мекерко и настиг его. Казаки пытались убедить его сдаться, но тот отказался. В бою казаки не смогли одержать победу: сподвижник Дежнева Мотора погиб, трое русских были ранены, а вождь Мекерко бежал. Казаки сумели захватить только женщин и детей.
В 1661 году юкагиры-ходынцы уничтожили отряд первопроходца этнического комяка Ф. Чюкичева, считающегося первооткрывателем чукчей. Убит был и И. Камчатой, в честь которого названа Камчатка.
В 1663 году восстали хромовские и омолоевские юкагиры. Они перебили гарнизон Нижнеянского зимовья и освободили аманатов. В 1664 году они принесли явку с повинной.
Одним из самых масштабных выступлений юкагиров стало восстание под предводительством Канивы в 1681-1684. Оно стало последней попыткой освободиться от власти русских. Восставшие осадили Анадырский остроги убили сотника Курбатова. Однако Каниву поддержали не все юкагиры: многие остались верны русским и помогли в снятии осады с Анадырского острога. Сопротивление Канивы продолжалось еще 3 года, но в результате был разбит и сделан аманатом.
Сопротивление юкагиров прекратилось к концу XVII века. Они все начали платить ясак русским, выдали аманатов и перестали поднимать восстания.
Сила юкагиров в войнах с русскими была подорвана. Сильный удар нанесла эпидемия оспы (особенно губительной стала эпидемия в окрестностях Охотска в начале 1690-х годов). Вследствие ослабления роль самого сильного народа региона перешла к чукчам. К середине XVIII века юкагиры в военном отношении даже уступали корякам, которые с чукчами не шли ни в какое сравнение. Чукчи все чаще стали совершать на юкагиров набеги. В связи с изменениями в расстановке сил переменилась и политическая обстановка: юкагиры, ранее воевавшие с русскими, были рады теперь находиться в подданстве, чтобы русские защищали от чукчей. Чукчи после начала русско-чукотских войн усилили натиск на юкагиров, как на союзников русских. Так юкагиры стали дружественным для России народом. По их просьбе в 1702 русские организовали совместный поход против чукчей. После же того, как русско-чукотские войны в середине XVIII века фактически завершились победой чукчей, и Россия не сумела принудить их к повиновению, чукчи нанесли по юкагирам очередной удар, сокративший их численность и обусловивший дальнейшее тяжелое положение.
В XVII-XIX веках численность юкагиров сокращалась вследствие междоусобиц и эпидемий; часть юкагиров были ассимилированы русскими, якутами, коряками, эвенами и чукчами. Неассимилированные юкагиры сумели уцелеть только в бассейне Колымы.
В 1897 году численность юкагиров составляла 754 человека, а в 1970 — не более 600, позже численность росла.
Общественные отношения среди юкагиров сохраняли пережитки матрилокального брака.
Несмотря на процесс христианизации в XIX веке, влияние среди юкагиров сохраняли родовые шаманы.
Традиции юкагиров
К концу XIX века этнические традиции сохранили колымские юкагиры. Основу хозяйства составляли охота на оленя и транспортное оленеводство, охота на копытных животных, собаководство и рыболовство для верхнеколымских юкагиров. Элементы культуры в XVIII-XIX веках складывались под влиянием чукчей, эвенов и якутов (транспорт, орудия труда, одежда). В культуре юкагиров сохранялись и архаические черты (культ шаманов и предков, «вороний» эпос, жертвоприношения собак), восходящие к древней традиции культуры охотников на оленя.