Удэгейцы — это коренной малочисленный народ Дальнего Востока, имеющий тунгусо-маньчжурское происхождение. Удэгейцы относятся к антропологическому байкальскому типу монголоидов.
Этнонимы
До XX века российские и западные исследователи не разделяли орочей и удэгейцев, считая их единым народом (под названием «орочоны»). Впервые их этническую обособленность обосновал С. Браиловский. Он ввел в обиход этноним удихе, ставший официальным, в том числе автоэтнонимом, в 1930-е годы. К тому времени удэгейцы не имели общего самоназвания. Все территориальные группы имели собственные самоназвания:
- хунгарийская — хунгаке;
- анюйская — унинка;
- бикинская — бикинка.
Известен экзоним удэгейцев «кекари» — так удэгейцев называли соседние народы, преимущественно маньчжуры и орочи, и этот термин иногда встречается в русской и западной литературе.
Территория проживания и численность удэгейцев
В начало XX века удэгейцы занимали сплошную территорию по склонам Сихотэ-Алиня. На востоке ее пределы доходили до побережья Японского моря (в междуречье Такема и Ботчи), а на западе — достигали среднего течения правых притоков Уссури (реки Большая Уссурка, Бикин, Хор). На севере удэгейцы граничили с найхинскими нанайцами, на северо-востоке – с орочами Императорской гавани, на юге — с тазами. Также удэгейцы проживали на северо-западе и севере от основной территории — по притокам Амура: Хунгари, Анюю и Урми, в окружении кур-урмийских и найхинских нанайцев.
Однако в связи с укрупнением поселений и коллективизацией, от которых пострадали большинство северных российских народов, в 1930-е годы испытали ассимиляцию и поселения удэгейцев. К началу 1940-х годов удэгейцы потеряли единство этнической территории и сосредоточились в 9 укрупненных поселках, которые «не отличались от русских», и административно относятся к Хабаровскому и Приморскому краям РФ.
По данным переписи населения России количество удэгейцев в 2002 году составляло 1657 человек. На Украине в 2001 году проживало 42 человека, которые идентифицировали себя как удэгейцы, из которых лишь 8 человек (19 %) указали родным языком удэгейский.
Этногенез удэгейцев
Ученые выделяют три составляющие, на базе которых формировался удэгейский этнос:
- автохтонная палеоазиатская, представленная Янковской и близкими к ней археологическими культурами Приамурья и Кореи;
- австронезийская в лице мигрантов с побережья Восточно-Китайского и Желтого морей (Кроуновская археологическая культура);
- тунгусская, основу которого составили пешие охотники илоу, пришедшие из Забайкалья (представители Ольгинской археологической культуры).
Во взаимодействии илоу с местными племенами, в VII веке на юге Дальнего Востока сформировалась тунгусское сообщество мукри, в 698 году основавшее государство Бохай. Развитие мукри проходило в сложных этнополитических условиях и в связи с историей соседних народов – значительное влияние оказали древнемонгольские и древнетюркские народы, что привело к образованию этносов юго-тунгусской языковой группы, в том числе удэгейцев. На этногенез удэгейцев повлияли многочисленные контакты на протяжении всей истории —интенсивными они были с орочами, нанайцами и эвенками, позднее — с китайскими переселенцами и маньчжурами, в современности — с россиянами.
Этнические удэгейские территории (иногда встречается название «страна удэге»), то есть районы компактного проживания, находились издавна на юго-востоке Хабаровского края и северо-востоке Приморского края, преимущественно в предгорьях и горах Сихотэ-Алиня и вдоль правых притоков Амура и Уссури.
История удэгейцев
В IV-VI веках на побережье Японского моря жил племенной союз Уцзи в составе 7 племен. В источниках XII века на той же территории фиксируется племя Удаха. В «Цзинь ши» (в 1345 году) говорится, что на северо-востоке империи Цзинь жили «дикие люди удэгай». Это первое упоминание об удэге. В китайском документе XVII века отмечается, что на побережье Японского моря жило и занималось рыболовством племя Удиха.
На протяжении истории удэге контактировали с эвенками и нанайцами, наиболее тесные связи поддерживали с орочами. Русские исследователи до конца XIX века не разделяли удэгейцев и орочей, считая их одним народом.
Удэгейцы до прихода русских не знали письменности, религией были анимизм и шаманизм, выраженные в вере в родство человека с медведем и уссурийским тигром, а основными занятиями — охота (на изюбра и лося), рыболовств и собирательство (женьшеня). У удэгейцев существовал обряд воздушного погребения.
Русскими была принесена письменность (первый удэгейский алфавит был составлен в 1930-е годы), уделялось большое внимание обращению удэгейцев в христианство. Только в отдаленных районах в чистом виде сохранился шаманизм. Однако большинство удэгейцев, за исключением шаманов и вождей, продолжало жизнь в бедности, работая на русских (на севере Уссурийского края) и китайских (в южной части) промышленников и кредиторов. В. Арсеньев в произведениях и дневниках пишет о том, как китайские кредиторы отнимали за долги у удэгейцев жен, детей и должников обращали в рабство и продавали. За неповиновение или для того, чтобы узнать, сколько охотник-должник добыл соболей, его избивали. Ситуацию осложняло то, что туземное население не понимало ценности денег и считали их по количеству купюр. Притом китайцы продавали местному населению табак и опиум, крепкие спиртные напитки. После Октябрьской революции китайское население Уссурийского края не было допущено к разделу земли и было изгнано из края. К тому же частные лица запретили выдачу кредитов.
В 1980-е годы было учреждено советско-южнокорейское предприятие «Светлая» для вырубки лесов в бассейне Бикин, но ее деятельность встретилась с сопротивлением: 8 августа 1992 года удэгейцы с оружием начали пикетировать районы вырубок. Действия удэгейцев имели поддержку администрации и местного казачества и привели к тому, что в 1992 году СП «Светлая» прекратило существование.