Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История народов России: саамы

Определение 1

Саамы России — это коренной малочисленный народ Российской Федерации.

Наряду с «саамы» используется название «саами». Устаревшее название народа — лопари. До 1930 года в паспортах национальность российских саамов записывалась как «лопарь», а с 1930 года — как «саами». От названия «лопари» происходит наименование Лапландия

Определение 2

Саамы — это финно-угорский народ; малочисленный коренной народ Северной Европы.

Область знаний, объектом изучения которой являются история, этнография, языки и культура саамов, называется «лопаристикой».

Численность саамов России — менее 2 000 человек. Саамское население занимается традиционными промыслами (охотой, рыбной ловлей, разведением оленей) и современными видами деятельности.

Ранняя история саамов

Археологи, лингвисты, антропологи, этнологи выделяют несколько групп саамов. Основу общности составили люди, первыми заселившие побережье Фенноскандии в VIII тысячелетии до н. э. после таяния ледника. Они были носителями анбургской культуры и двигались с запада. После с ними смешались волны мигрантов с востока и юга. Самой значительной волной, повлиявших на формирование этноса был приход финно-угров во II-I тысячелетиях до н. э.

Основа саамского языка финно-угорская, но еще в начале XX века лингвисты отмечали, что примерно треть саамской лексики восходит к дофинноугорскому субстрату, не выявленного родства.

Археологи отмечают свои традиции гончарного производства и металлургии на Крайнем Севере Европы. Но на рубеже нашей эры регион вошел в ареал средиземноморской торговли и эти традиции прекратились.

К XIV веку саамы заселяли территории современных Норвегии, Финляндии, Швеции, Карелии и Кольского полуострова. Другие балтийские племена заселяли южные части этих земель.

«История народов России: саамы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Во второй половине II тысячелетия н. э. произошел новый приток населения. Иммиграция отличалась массовостью, распространением рыночных отношений, утверждением оседлого образа жизни. Иммиграция в Фенноскандию проходила разными потоками из различных этнических групп — финны, карелы, русские, норвежцы и шведы, которые опирались на свои государственные системы. Конкуренция государств и определила разделение саамов на группы.

Новые поселенцы селились в основном по побережью и занимались торговлей и морским рыболовством. С ними распространялось государственное администрирование. Саамы облагались налогами. До XVII века государственные границы Лапландии не были четкими и определялись районами сбора налогов. Саамы территорий Северной Финляндии, Северной Норвегии и Кольского полуострова одновременно платили две дани — в Копенгаген и в Москву. Однако условная граница зон влияния России и Дании определялась контролем над несаамским населением и религиозной конфессиональной принадлежностью окрещеных саамов.

Саамы при советской власти

Традиционный уклад жизни саамов стал разрушаться до Октябрьской революции, но наиболее мощный удар по этнической самобытности был нанесен в 1930-е годы, когда начались промышленное освоение Кольского полуострова и насильственная коллективизация. Разные группы саамов имели разные интересы, что было связано с разными способами хозяйствования, и с различиями в языках, поэтому попытки их объединить для совместного хозяйства были обречены на неудачу. В результате коллективизации саамы перестали заниматься традиционными промыслами (оленеводством, охотой, рыболовством), а новые формы ведения хозяйства смогли освоить лишь немногие. В результате культура, жизненный уклад и экономика саамов оказались уничтоженными.

Во второй половине XX века на территориях традиционного проживания саамов стали проявляться экологические проблемы, связанные с воздействием человека на природу, развитием промышленности, экологически «грязными» технологиями. Особенно эти проблемы заметны с середины 1980-х годов.

Сильнейший урон саамам был нанесен в ходе сталинских репрессий. В 1930-1947 годах на Кольском полуострове репрессировано 118 саамов (при численности саамского населения около двух тысяч человек), из них казнено 50 человек. Из 118 репрессированных 113 были мужчинами, то есть репрессиям подверглись более 10 % мужского населения. В наибольшей степени пострадали семьи, жившие около финской границы. Саамы обвинялись в желании создать собственное государство. В 2012 году издан список «Репрессированные советские саамы». Среди известных дел о репрессиях можно назвать дело 1938 года о Саамском заговоре, по которому был расстрелян краевед и исследователь саамов Василий Алымов, а с ним —15 человек.

В 1970-е годы в Мурманской области по причине расширения старых и строительства новых промышленных предприятий, расширения военных объектов, укрупнения совхозов были расселены 32 населенных пункта, в которых этническое большинство составляли саамы; тем самым традиционный ареал саамского расселения был разрушен, а из саамов, занимавшихся оленеводством, лишь немногие продолжали заниматься этим промыслом.

Российские саамы в XXI веке

На территории России саамы проживают в Мурманской области; их статус коренного народа закреплен в Уставе Мурманской области, при этом Ковдорский, Ловозерский и Кольский районы считаются официальными районами проживания малочисленных народов Севера.

Саамы компактно проживают в Ловозерском районе, в том числе в районном центре Ловозеро, именуемом саамской столицей (село называют столицей Лапландии). Здесь действует Саамский национальный культурный центр, проводятся саамские фестивали и праздники. В 2001-2010 годах вело вещание Кольское саамское радио. В Ловозеро работает Музей истории, культуры и быта саамов, основанный в 1962 году.

Одной из проблем саамов России их недостаточная осведомленность в вопросах имеющихся у них прав, что приводит к тому, что нередко они не могут воспользоваться имеющимися льготами.

Саамы России поддерживают контакты с саамами скандинавских стран.

Изучение культуры и языка саамов ведут российские и зарубежные научные учреждения. В 2014 году в Лапландском университете (Финляндия) начала работу выставка «Привет от кольских саамов».

Дата последнего обновления статьи: 27.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot