Негидальцы — это малочисленный коренной тунгусо-маньчжурский народ, который проживает в Приамурье.
Негидальцы используют негидальский язык, наиболее близкий к эвенкийскому. Также большинство из них говорят на русском, в настоящее время являющимся основным языком общения. В России на негидальском говорят всего 147 человек. В Хабаровском крае из 505 негидальцев негидальским языком владеют 35 человек (9 %), в то время как русским — 100 % (по данным на 2002 год).
Негидальцы находились в тесных длительных контактах с местным населением низовьев Амура — ульчами, нивхами, нанайцами.
Культура и история негидальцев
Негидальцы территориально разделяются на «верховских» и «низовских» негидальцев, имеющих в культуре, языке и быту локальные особенности. Основное занятие низовских негидальцев – рыболовство, второстепенное — охота. Они жили оседло. Летним жилищем служили четырехстенные домики из коры, зимним – бревенчатые дома с отапливаемыми нарами. У верховских негидальцев охота была основным занятием, а рыболовство – второстепенным. Жилищем им служил конический переносной чум.
Транспортным животным у верховских негидальцев был олень, низовских – собака. В старину обувь и одежду негидальцы шили из шкур животных и рыбьих кож, позднее из тканей китайского, маньчжурского и русского происхождений.
Негидальцы по религиозным представлениям были анимистами, с развитыми идеями шаманизма.
Русские с негидальцами впервые столкнулись в XVII веке. В середине XIX века начались тесные контакты. С конца XIX века у негидальцев появляются жилища и одежда русского типа, распространяется земледелие.
Негидальцы и русское население в советское время были объединены в колхозы.
Исследователи полагают, что предками негидальцев была отделившаяся кочевая группа тунгусских охотников, перемещавшихся по территории Забайкалья в эпоху раннего железа. Группа эвенков со временем достигла бассейнов рек Амгунь и Амур, и вышла к Охотскому морю. Удаленность занятой территории обусловила изоляцию, что совместно с влиянием соседских ульчей, нивхов, нанайцев позволило сформироваться негидальскому самобытному этносу.
Предположительно в позднее Средневековье начинаются контакты негидальцев с маньчжурскими и китайскими купцами. За пушнину народы Приамурья выменивали оружие, металлические предметы быта, украшения, ткани. Во второй половине XVII века удаленных территорий достигли российские казаки. К 1670 годам относятся первые упоминания негидальцев, роды которых включили в состав тунгусов.
Во второй половине XIX столетия началось освоение региона, осуществлялось строительство зимовий и поселений. Наплыв мигрантов русского, эвенкийского, корейского происхождения был связан с обнаружением золота на Амгуни. В то же время в Приамурье приходят русские торговцы, потеснившие китайских купцов.
Приход советской власти нарушил традиционный уклад негидальской жизни: мелкие поселения укрупняли и расформировывали, запрещали кочевание, насаждали земледелие, преследовали шаманов. В результате были утрачены сформированный веками образ жизни, религиозная культура, пласт обрядов и традиций, связанных с промысловыми культами.
До 1917 года у негидальцев бытовали калым, многоженство, левират. В советское время они были запрещены. В 1920-е годы у низовских негидальцев распространились межнациональные браки (59,6 %, в основном с нивхами). Позднее межнациональными стали почти все заключаемые браки: 94 % браков в 1980-е годы, 100 % в начале 2000-х годов.
Жизненный уклад негидальцев
Негидальцы занимались охотой на птицу, копытного зверя, белку, лисицу, соболя и прочих животных, а также рыболовством, особенно в период хода горбуши и кеты. На зиму рыбу квасили, с приходом русских квашение было вытеснено солением. Большое значение для низовских негидальцев имел зверобойный промысел (добыча сивуча и маленькой нерпы), который был прекращен с коллективизацией. В советский период существовало оленеводство, но было слабо развито: в 1951 году колхоз «Новая жизнь» держал 53 оленя, в 1955 году — 25 (в 1959 году оленье стадо было ликвидировано). Собирательство носило подсобный характер — негидальцы собирали черемшу, дикий лук и чеснок, ягоды, корни папоротника. Сельское хозяйство было заимствовано ими у русских, оно активно внедрялось в советский период, но прекратило существование после роспуска колхозов, сохранившись лишь в виде огородничества. До начала XX века кузнечное ремесло негидальцев заключалось в изготовлении орудий труда из привозного железа, меди, бронзы, старых котлов. В 1997 году были созданы негидальско-эвенкийские общины, которые занимались охотничье-промысловой деятельностью, заготовкой дров, рыболовством. Негидальско-эвенкийская община «Охотник» занималась ремонтом тротуаров и изготовлением пиломатериалов.
Различия в жизни верховских и низовских негидальцев
Негидальцы разделены на две группы, сложившиеся по зонам расселения. В целом представляя один этнос, эти группы отличались преобладающими занятиями, диалектами, образом жизни.
В верховьях Амгуни селились верховские негидальцы. Они жили в берестяных конических чумах. Зимой устанавливались отапливаемые костром полуземлянки с двускатными крышами. Разводили оленей, которых использовали для передвижения. В традициях, образе жизни, языке заметно эвенкийское влияние.
Низовские негидальцы селились в низовьях Амгуни. Основным их занятием было рыболовство. Зимой они жили в добротных избах из толстых бревен с пазовым креплением, напоминавшими русские срубы. Внимания заслуживает система отопления в таких избах: - в них устанавливали 2-3 камина, трубы которых прокладывались под нарами для сна. Это позволяло создать теплые спальные места и выводить дым из жилища. Для перевозки грузов и передвижения негидальцы использовали запряженные собаками волокуши и нарты.
Путешественники, этнографы и исследователи отмечали мастерство и хороший вкус негидальцев, создававших из кожи, бересты, меха, дерева изысканные изделия. Женщины шили декорированные меховыми аппликациями головные уборы, нагрудники, халаты из шкур, рыбьей кожи, покупных тканей, украшенные вышивкой из бисера или подшейного оленьего волоса, монетами, металлическими нашивками, бусами.