Любая война требует не только побед на фронтах, но и материально-технического обеспечения армии, чем занимается тыл. Поэтому во время крупных войн вся экономика страны перестраивается для обеспечения нужд фронта. В 1913 году Россия не собиралась вести затяжную войну, поэтому и экономика ее не была подготовлена.
Организация работы тыла
В самом начале войны правительства почти всех государств, вступивших в войну, не занимались перестройкой своих экономик на военный лад. Только Германия занималась этим активно. В России мероприятия по нормализации хозяйства из-за войны проводились не централизованно, разрозненно.
В правительстве обсуждались проекты мобилизации экономики, однако единогласия не было. Предпринимательство не было заинтересовано в выработке плана перестройки и развития промышленности на производство для нужд обороны. На военное производство перешла лишь малая часть заводов (среди которых Люберецкий и Харьковский заводы сельскохозяйственных машин).
В начале войны появились различные благотворительные общественные организации: Земский союз помощи больным и раненым воинам занимался созданием госпиталей, санитарных поездов, закупкой лекарств и пр., похожей деятельностью занимался Всероссийский союз городов, который также занимался эвакуацией.
Дефицит снарядов и винтовок привел к тому, что была создана комиссия при Главном Артиллерийском управлении в 1915 г. Одним из важнейших результатов ее деятельности было предоставление отсрочки для призыва 12 тыс. квалифицированных рабочих. Также при ГАУ появляется Химический комитет, наладивший производство взрывчаток.
Большая часть крупных машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий выполняла заказы ГАУ; также была организована работа на оборону средних и мелких предприятий разного профиля:
- винные склады;
- кустарные мастерские;
- мельницы;
- ремонтные текстильных фабрик;
- лаборатории учебных заведений.
Вся сформировавшаяся система регулирования экономики была громоздка, многофункциональна и иерархична. Глубина проблем осознается думскими кругами. Буржуазия, которая в тот период была сильна экономически, хотела использовать трудности правительства и для решения политических задач, и для получения высокой прибыли. Депутаты Думы предлагали создать орган из членов военного министерства и промышленных кругов. В 1915 г. создается майское Совещание, получавшие право привлекать частные заводы к производству для военных нужд. В него вошли промышленники, банкиры, представители общественных организаций и пр.
Также по инициативе промышленников создавались военно-промышленные комитеты, через которые они хотели регулировать экономику в интересах армии и координировать политическую активность буржуазии. Однако на деле получилось, что они занимались лишь координацией мелких и средних предприятий для работы на оборону.
Военным временем было вызвано множество проблем, одной из которых была эвакуация, в частности, эвакуация промышленных предприятий и их восстановление. Поскольку изначально правительство не обеспечило решение этой задачи, то экономика понесла ощутимые потери как, например, утрата большей части промышленности Польши, которая в то время входила в состав Российской империи. В то же время была организованно проведена эвакуация Рижского промышленного центра. Предприятия переезжали на восток от линии Москва-Харьков.
Рост промышленного потенциала страны
Техническо-экономическая отсталость России значительно затрудняла работу на оборону. Поэтому с 1915 г. встает проблема создания новых производств.
Особенно интенсивно в период войны развивались химические предприятия, инициатором чего был Комитет Ипатьева. В итоге было сооружено:
- 40 заводов, выпускающих удушающие средства;
- 34 завода по производству серной и азотной кислоты;
- 100 бензольных производств.
Во время Первой мировой войны появилась возможность использовать авиацию в боевых действиях. С 1915 г. русские авиационные предприятия активно привлекаются к работе для армии. Внимание уделялось стандартизации производства: запрещалось изменять конструкции аппаратов и моторов до конца контракта. Большое значение здесь имела авиационная комиссия Особого совещания по обороне, которая выработала программу по увеличению оборудования. При этом большинство заводов оставались иностранными, а главным способом комплектования автопарка стали заказы за границей.
В силу слабого общего развития машиностроения отставало от общего уровня российское моторостроение. Трудности в производстве двигателей способствовали недостатку инженерно-технических и рабочих кадров. Однако государственная поддержка позволила расширить специализированный моторный завод (первый в России) «Гном». Также работали заводы «Мотор», «Сальмон» «Русский Рено». Потенциал этих заводов использовался для авиамоторостроения, что принесло свои плоды: к 1917 г. уже действовало 14 предприятий самолетостроения и 4 авиамоторных завода.
Несмотря на то, что к 1917 году материально-техническое оснащение русской армии существенно улучшилось, все равно очевидным было отставание от ведущих европейских стран.
Лучшая артиллерия была у Германии, особенно тяжелая. Русские же силы к середине 1916 г. уступали англичанам и французам в артиллерии почти в 5 раз; а в снарядах – почти в 6. При том, что у России фронт был протяженностью вдвое больше, чем англо-французский, русские войска использовали в 4 раза меньше снарядов, чем союзники. При всех достижениях научной и инженерной мысли в авиации, Россия имела в 4 раза меньше самолетов, чем союзники. Этот дефицит вооружения и снаряжения был причиной снижения боеспособности армии и значительных человеческих потерь. Тем не менее, в некотором смысле Первая мировая война способствовала развитию промышленности России, так как нужно было экстренно мобилизовать все силы, впрочем, этого все равно было недостаточно.