Кереки — это палеоазиатский народ.
Во время переписи 2010 года себя идентифицировали кереками 4 человека (8 человек в 2002 году). В 1959 году их насчитывалось около 100 человек. В XX веке кереки проживали в населенных пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа (Хатырка, Мейныпильгыно, Беринговский) отдельными семьями смешанно с чукотским населением и подверглись с его стороны ассимиляции.
Палеоазиатские народы — это устаревший термин этнографии, введенный в науку в качестве гипотезы Л. Шренком в середине XIX столетия, для обозначения малочисленных северных народов (коряки, чукчи, айны и пр.), населяющих Северо-восточную и Северную Сибирь, Курилы и Японские острова.
Язык кереков
Кереки говорят по-русски и по-чукотски, у них пассивно сохраняется керекский язык, относящийся к чукотско-камчатской семье. Он близок к языку коряков, одним из диалектов которого иногда считается. В их лексике встречаются отдельные элементы эскимосского. Краткое описание языка впервые осуществил палеоазиатовед П. Скорик на основании собранных в 1950-х годах материалов. Он же записал на керекском языке несколько текстов. В 1971 году восемь керекских текстов было записано В. Леонтьевым.
История кереков
Археологами выделяется древнекерекская археологическая культура (с первой половины I тысячелетия до н. э.), происхождение которой связывается с общим протоэскалеуто-ительменским этническим пластом.
Ко времени выхода русских к побережью Берингова моря в XVII веке территория керекского расселения простиралась от устья Опуки до Анадырского лимана (по данным археологии, следы древнейших керекских поселений прослеживаются до мыса Олюторский). Кереки вели охоту на морских млекопитающих и занимались рыболовством. В XVIII веке, во время столкновений между коряками и чукчами, кереки оказались меж двух огней: они подвергались нападениям как коряков, так и чукчей, которые убивали мужчин и уводили детей и женщин в рабство. Кереки, не были способны оказать сопротивление и стремились укрыться в пещерах и укромных местах. Результатом потерь от набегов и от эпидемий, волной прокатившихся в конце XVIII века, стало сокращение численности этноса.
Выделялись группы южных (хатырских) и северных (наваринских) кереков. В XIX—XX веках кереков часто относили к корякам. В 1897 году по данным переписи в России жили 102 керека.
В течение XX века кереки были почти полностью ассимилированы чукотскими соседями. В 1991 году по-керекски говорили три человека: Иван Увагыргын (хатырский диалект), Екатерина Хаткана и Николай Етынкэу (мейныпильгынский диалект). Помимо родного все они владели русским и чукотским языками. В 2000 году керекский народ был включен в список коренных малочисленных народов.
Керекский язык не имел письменности и был языком семейного общения.
Сохранилось около 4 тысяч керекских слов. Для изучения этноса сделали много магаданцы Александр Орехов и Владилен Леонтьев. Владилен Леонтьев в 1970-х годах общался с керекскими стариками, помнившими прежнюю жизнь и язык. Александр Орехов изучал лахтинскую культуру и древние керекские стоянки.
Традиционная культура кереков
В XX веке духовная и материальная жизнь кереков были близки чукотским.
Кереки занимались пушным и морским зверобойным промыслом, рыболовством, охотой на горного барана и дикого оленя, собирательством. Держали упряжных собак (нарты и упряжка чукотско-корякского или восточно-сибирского типа). У южных кереков было мелкотабунное оленеводство. Рыбу заготавливали впрок в больших количествах.
Распространенным оружием для морской охоты являлось гарпунное устройство – «керекская спица», лук со стрелами, впоследствии потесненные огнестрельным оружием. До 1970-х годов при охоте на медведя и морского зверя кереки использовали в числе прочих видов оружия дубинку с наконечником из металла или моржового клыка, имеющую аналогии среди предшественников индейского томагавка.
В зимних поселения кереков были 1-3 большие землянки, в каждой из которых жили по несколько семей. Весной кереки переселялись в летние жилища, по этому случаю устраивая праздник с соблюдением охранительных ритуалов. Развит шаманизм; шаман имел ритуальную одежду. Рядом с керекским поселениями находились жертвенные места — скопления черепов моржей с воткнутой китовой челюстью и пр.
Фольклор кереков близок к чукотскому, корякскому, ительменскому, в частности, у них был распространен цикл сюжетов о Вороне Кукки.
Поселения кереков известны на территории от Олюторского мыса до Анадырского залива. Жили кереки в укрепленных песком и дерном землянках. В жилищах проживало сразу несколько семей. Землянки имели настилы со спальными местами головой к восходу. Все семьи пользовались очагом, размещенным по центру. В теплый сезон кереки переселялись к местам рыбного промысла. В честь переезда устраивалось торжество с защитными ритуалами. На празднествах танцы сопровождались «горловыми играми». Горлохрипение воспроизводило звуки, схожие с голосами морских животных и прибрежных птиц. Кроме музыкальной стороны, эта своеобразная техника «пения» способствовала предотвращению стресса.
Считается, что кереки придумали запрягать собак попарно или по одной в ряд. Другие народы, например, эскимосы и чукчи, запрягали собак веером, лишь в XIX веке сменив свой вид упряжки на более удобный «керекский».
Для верований кереков характерны культы животных и предков, проявлявшиеся в обрядах благодарения и поминовения.
На святилищах кереков возвышался столб-охранитель и моржовые черепа. Духам предков в жертву приносились кусочки пищи. Совершались охранительные и благодарственные жертвоприношения духам животных. Шаман с бубном в руках в ритуальных одеждах произносил заклинания, содержавшие просьбу к духам-покровителям. В системе верований все вокруг имеет душу и связь друг с другом, является живым. По представлениям кереков, прошлое, настоящее и будущее во Вселенной является единым энергетическим потоком. Владилен Леонтьев в книге «По земле древних кереков» причинами исчезновения народа называет межплеменные войны, сокращение морской фауны в конце XIX века и вспышки оспы.