Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История народов России: ижоры

Определение 1

Ижоры — это финно-угорский коренной малочисленный народ России.

В древности он составлял основное население Ижорской земли. До середины XX века ижоры сохраняли язык и своеобразные черты культуры (в жилищах, пище, одежде и др.). В отличие от проживавших на тех же землях лютеран-ингерманландцев они исповедовали православие. Сейчас ижоры практически полностью ассимилированы, количество говорящих на ижорском языке — несколько сотен человек.

История ижорского народа

Исследователи относят начало формирования ижоры как этнической группы к рубежу I-II тысячелетий н. э., когда одна ветвь корелы переселилась в бассейн Ижоры. Ижоры медленно продвигались вдоль южного берега Финского залива на запад, ассимилируя местное население.

Первые упоминания об ижоре датируются серединой IX века — по данным Иоакимовской летописи, когда жена Рюрика Ефанда родила Игоря, тот «даде ей при море град с Ижорой в вено», однако в науке происхождение источника считается сомнительным.

Первым достоверным упоминанием следует считать упоминание в булле папы римского Александра III второй половины XII века к Упсальскому епископу Стефану. В булле идет речь о язычниках инграх, полвека спустя они признавались в Европе сильным и опасным народом. Опасения были обоснованными: ижора с XIII века выступает вместе с новгородцами и племенем емь. С XIII века и в русских летописях появились упоминания об ижоре. Тогда же Ижорская земля (Ингардия) упоминается в Ливонской хронике в связи с походом сакаласких эстонцев в 1221 году. Русские летописи в 1228 году сообщают об участии племени ижоры в разгроме вторгшегося в приладожье отряда племени емь.

В июле 1240 года на рассвете дня старейшина Ижоры Пелгусий, находившийся в дозоре, заметил шведскую флотилию и поспешно послал доложить об этом новгородскому князю Александру, прозванному позднее Невским.

«История народов России: ижоры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В то время ижоры были близки культурно и этнически с карелами (упоминавшимися в русском летописании как племя корела), проживавшими в Северном Приладожье и на Карельском перешейке, севернее ареала распространения ижор, и эти сходства сохранялись до XVI века.

Обособлению карел способствовало заключение Ореховецкого мирного договора в 1323 году, который разграничивал владения Новгородской земли и Швеции. Ижоры после этого оказались в новгородских владениях, а карелы Карельского перешейка остались на шведской стороне. Включение в состав Новгородской земли определило воздействие на ижору славянской культуры и принятие православного христианства, хотя языческие пережитки сохранялись длительное время (уже в XVI веке на это жаловался митрополит Макарий).

Точные данные о численности жителей Ижорской земли зафиксированы в Писцовой книге Водской пятины 1500 года, однако при переписи не указывалась этническая принадлежность. По традиции считается, что жители Ореховского и Корельского уездов Водской пятины, имевшие в большинстве русские имена и прозвища карельского звучания, были православными карелами и ижорами. Возможно, граница между этническими группами проходила на Карельском перешейке и совпадала с границей Корельского и Ореховского уездов.

В 1611 году этими территориями завладела Швеция. За 100 лет ее пребывания в составе Швеции многие ижоры оставили селения, переселившись на земли Русского государства (например, в район верховий Луги и Оредежа). Шведские власти на опустевшие земли переселяли савакотов из восточной части Великого герцогства Финляндского и эвремейсов с северо-запада Карельского перешейка.

Петр I в 1710 году включил ижорский край в Санкт-Петербургскую губернию.

В ходе ревизии 1732 года в Ингерманландии насчитывалось 14,5 тысяч «ижорян». В XIX веке ижоры насчитывалось 17 тысяч человек, в 1926 году — 16,1 тысяч человек.

В конце XVIII —XIX вкахв русские ученые начали фиксировать этноконфессиональный состав населения ижорских земель. В частности, к югу и к северу от Санкт-Петербурга зафиксировано наличие православных жителей, близких этнически к финнам-лютеранам — основному населению территории. Первоначально «православные финны» исследователями считались карелами, а южные — ижорами, но Петр Кеппен отнес и тех, и других к ижорам. Он же зафиксировал ареал расселения. В середине XIX века северные ижоры проживали на юге Карельского перешейка, вокруг «сел» Матокса и Троицемяки, в районе Лахты, в Выборгской губернии, в волостях Саккола и Рауту. Южные ижоры в основном проживали в Полужье и на Сойкинском полуострове.

В 1848 году, согласно данным переписи П. Кеппена в Ингерманландии проживало 17 800 ижор.

В годы Второй мировой войны ижоры по большей части были вывезены на принудительные работы в Финляндию. После подписания 19 сентября 1944 года соглашения о перемирии Финляндии с СССР и Великобританией, ижоры возвратились в СССР, но многих ижор при этом принудительно направили на поселение в Калининскую, Ярославскую, Новгородскую, Великолукскую, Псковскую области. Возвращаться на территории исконного проживания они начали в середине 1950-х годов, но вернулись не все.

Экономика

Основой хозяйства ижор в конце XV века стало пашенное земледелие. Преобладающими зерновыми культурами были рожь и овес, реже сеяли пшеницу и ячмень, еще реже встречались гречиха и горох. Ижоры разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец. Сохраняла определенное значение охота: ижоры охотились на белок и зайцев, ловили соколов для использования в соколиной охоте.

Главным занятием живших на морском побережье ижор стало рыболовство, которое в основном велось зимой и приносило хороший доход; ижоры добывали корюшку и салаку. Уже в начале XVI века писцовые книги отмечают «положенное в оброки» рыболовство, а в списке податей значится «курва» (так называли корюшку). В XX веке промысел салаки и корюшки был главным для ижор.

Население восточных деревень, хорошо знавшее русский язык, уезжало в столицу: мужчины работали извозчиками, уходили в мастерские и на фабрики, девушки шли в няньки. Девушки часто нанимались на ткацкие фабрики Нарвы. Однако переезд в города был временным явлением; в 1920-х годах 99 % ижор оставались сельскими жителями.

У ижоры были хорошо развиты ремесла, однако эти занятия не приобрели форму кустарной промышленности. Среди ижор было много гончаров и плотников; в деревнях ткали полотно, из прутьев плели корзины и домашнюю утварь.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot