Ительмены — это один из коренных народов полуострова Камчатка.
Этнографические сведения
Советский этнограф Б. Долгих представил наиболее обоснованные данные о численности ительменской народности в конце XVII – начале XVIII века. Анализируя материалы, содержащиеся в ясачных книгах, он пришел к выводам, что численность ительменов в 1697 году составляла 12 680 жителей, а в 1738 году их число уменьшилось до 8448 человек. Основными причинами снижения численности явились завезенные русскими заразные болезни («гнилая горячка», оспа), колониальная политика царской администрации и ассимиляция ительменов русскими.
На протяжении XVIII-XIX веков ительмены делились на несколько крупных локальных групп, имеющих самоназвания и свои особенности культуры:
- Камчатская;
- Большерецкая;
- Западная;
- Авачинская;
- Хайрюзовская.
Северные границы территории ительменского расселения в это время, на восточном побережье Камчатки достигали реки Ука, на западном – бассейна реки Тигиль, южные границы почти доходили до мыса Лопатка. В начале XIX века с сохранением территории уменьшилось число поселений ительменов, а со второй половины XIX века ительмены проживали только на западном побережье полуострова.
По данным переписи, проведенной в 2010 году, число ительменов в России составило 3093 человека. Больше всего ительменов проживает в Камчатском крае — 2296 человек, в Магаданской области — 643 человека. Незначительное число представителей ительменского народа зарегистрировано в Корякском и Чукотском АО.
Ительменский язык, входящий в состав чукотско-камчатской семьи, имеет три диалекта. Ранее он существовал в устной форме: лишь в последние десятилетия предпринимались серьезные попытки создания письменности. Сегодня язык изучается в национальных школах, на нем вещает местное радио и издаются газеты. Языком владеют 18 % представителей народа, в основном люди старшего поколения.
Антропологические особенности
Ительмены антропологически входят в материковую группу арктической малой расы северных монголоидов.
Расовые особенности входящих в эту группу народов (помимо ительменов это эскимосы, чукчи, коряки,) по сравнению с прочими сибирским монголоидами заключаются в определенном ослаблении монголоидного комплекса: менее плоское лицо, более высокое переносье, выступающие губы, более темная пигментация.
Антропологи по этим признакам установили связи арктической расы не с внутриконтинентальными монголоидами, а тихоокеанскими.
Религия ительменов
Традиционные ительменские верования — тотемизм, анимизм, фетишизм — связываются с поклонением духам-хозяевам. Особо почитался «хозяин моря» Митг, дающий рыбу — основной продукт питания. Ительмены считали создателем земли и первопредком Ворона (Кутху). Ительменам не была знакома идея единого бога. У ительменов был и шаманизм, но их шаманы не имели бубнов и обрядовой одежды. Обычно в роли шаманов выступали женщины. В середине XVII века ительмены принимают христианство.
Ительменская мифология включает в себя космогонические мифы, предания и сказки о взаимодействии человека с потусторонним миром. Центральным мифологическим героем является творец всего сущего Кутх, имеющий собственную семью и многочисленных потомков.
Кутх является воплощением духа Ворона, традиционно почитающегося коренными народностями Дальнего Востока России. Образы Кутха проявляются во множестве легенд. Ворон выступает как ключевая фигура в сотворении мира (создатель Земли), прародитель человечества, могущественный шаман или трикстер. Кутх — очень популярный герой в преданиях чукотских народов, он занимает центральное место в мифологии коряков и камчатских ительменов. Множество связанных с Кутхом историй схожи с аналогичными историями, которые относятся к Ворону и распространены среди коренных народов северо-западного американского побережья. Это связано с длительной традицией культурных контактов между народами Северной Америки и Азии.
В одном из мифов рассказывается, будто раньше звезды, Солнце и Луна были в мячах в жилище женщины-духа. Поэтому мир был темным и холодным. Ворон решил освободить светила, но никак не мог проникнуть в ярангу женщины. Для этого он решил обернуться хвоинкой и затем упал в воду. Женщина-дух зачерпнула ведром воду и поймала Ворона. Придя к себе домой, она выпила вместе с водой и хвоинку и забеременела, а спустя некоторое время родила Ворона. Новорожденный Ворон попросил поиграть мячи, а, получив их, разорвал оболочку клювом и выпустил на волю светила. Мир таким образом приобрел тот вид, к которому мы привыкли, а Ворон почернел, поскольку его оперение опалило солнце.
Сказания ительменов первыми записывали С. Крашенинников и Г. Стеллер в ходе Великой Северной экспедиции. Наибольшее количество фольклорных рассказов записано российско-советским этнографом В. Иохельсоном.
Согласно данным проведенных этнографических исследований, ительменами в древности практиковался обряд воздушного погребения.
Хозяйство ительменов
Первое место по хозяйственному значению занимало рыболовство, как речное, так и морское. В реках промышлялась рыба лососевых пород. В море ительмены промышляли корюшку, мойву, навагу (на льду). Орудия рыболовства в были основном пассивными — ставные сети, запоры, неводы, плавные сети. В связи с большим объемом вылавливаемой рыбы ее зачастую заготавливали впрок — квасили, вялили, солили.
Объектами зверобойного морского промысла были разные породы тюленевых. Ительмены практиковали охоту на лежбищах и в прибрежной зоне загоном в сети. Продукцию зверобойного промысла использовали непосредственно в пищу (мясо, жир) или в качестве корма ездовым собакам. Шкуры животных шли на изготовление предметов домашнего обихода и одежды.
Роль подспорья играла сухопутная охота. Из крупных животных добывали горных баранов и камчатского бурого медведя, мясо которых шло в пищу. Объектами пушного промысла служили песец, лисица, соболь и т. д.
В хозяйстве ительменов было широко представлено пищевое и сырьевое собирательство. Ительменам было знакомо гончарство.