Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История народов России: чуваши

Определение 1

Чуваши — это тюркский народ, составляющий коренное население Чувашии.

История чувашей

Основная версия научного сообщества называет чувашей потомками волжских булгар.

Согласно записанной в 1970 году поздней легенде, чувашский народ происходил от богатыря Сувара, вместе с Болгаром увидевшими плывущую лодку с царевной Хунтеслу. Болгар себе выбрал лодку, а Сувар — то, что внутри лодки.

По другой версии, чуваши – потомки племенного объединения откочевавших на север савиров, известных под названием сувазы по сообщению Ибн-Фадлана и отказавшихся принимать ислам с другими суварами в 922 году, что вынудило их уйти в леса и дало начало формированию чувашской народности.

Лингвистами признана булгаро-чувашская этноязыковая общность. В то же время, историко-культурологические исследования В. Николаева, Ю. Ювенальева, Д. Мадурова, А. Трофимова находят в культуре чувашей, в отличие от культур их соседей, пласт элементов, связанных с культурой земледельцев древней Средней Азии.

После взятия Казани бывшим золотоордынским правителем Улу-Мухаммедом и до захвата Казани Иваном Грозным предки чувашей были одним из народов Казанского ханства, сохраняя при этом обособленность и независимость.

В XVI—XVII столетиях произошли чувашские восстания против захватов земли и насилия чиновников: 1571—1573, 1609—1610, 1634 годах; чуваши бунтовали и в период крестьянских войн С. Разина и Е. Пугачева. Чтобы пресечь изготовление оружия царское правительство в начале XVII века запретило народам Поволжья заниматься кузнечным делом. Запрет действовал до XIX века.

Теории этногенеза

Согласно наиболее распространенной научной версии, предки чувашей были кочевым тюркоязычным народом, в I тысячелетии до н.э. представлявшим западное крыло хуннов, жившим в Центральной Азии. К третьему веку н. э. они осели на Северном Кавказе. В восьмом веке с другими племенами булгар переместились в Среднее Поволжье, где ассимилировались с финно-угорскими племенами.

Общепринятой в настоящее время является теория булгаро-чувашской языковой и этнической преемственности. Однако в тех или иных кругах продолжают существовать и другие версии:

«История народов России: чуваши» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • суварская;
  • булгаро-суварская;
  • автохтонная;
  • булгаро-марийская;
  • добулгаро-тюркская;
  • финно-угорская;
  • скифо-сарматская;
  • ведская;
  • марийская;
  • сувазская.

Духовная культура чувашей

Согласно мифологии чувашей, мир имеет три части: верхний мир, средний мир людей и нижний мир. Каждая часть состоит из нескольких слоев: три слоя верхнего, один среднего, и три нижнего миров.

Согласно их мифам Земля – квадратная, причем в ее центре живут чуваши. Посередине квадратной тверди небосвод поддерживается Мировым древом. С четырех ее сторон, по краям квадрата, небосвод стоит на золотом, серебряном, медном и каменном столбах. На верхушках столбов располагаются гнезда, в них три яйца, на яйцах — утки.

Берега земли омываются океаном, причем волны разрушают берега. Когда край земли дойдет до территории чувашей, наступит конец света.

Верховный бог живет в верхнем мире. Также там находятся души святых и неродившихся детей. Душа праведного покойного после смерти переходит по мосту на радугу, а после - в верхний мир. Души грешников падают с узкого моста в нижний мир, где они варятся в девяти котлах. Слуги шуйтана непрерывно поддерживают огонь под котлами.

Религии и верования

Чуваши до присоединения к Московскому государству были язычниками. У них была система богов во главе с Туром, а также анимизм — вера в одушевленность объектов природы. Боги были добрые и злые. Каждому занятию покровительствовал бог. Языческий культ был связан с культом предков, с циклом земледельческих работ. Цикл аграрно-магических обрядов начинался зимним праздником «Сурхури», потом был праздник почитания солнца «Саварни», затем — многодневный весенний праздник жертвоприношений богу солнца и умершим предкам — «Манкун». Цикл продолжался «Акатуем» — праздником весенней пахоты, и «Симеком» — праздником цветения природы, общественными поминками. После сева низовые чуваши отмечали «Уяв». В честь нового урожая устраивались моления хранителю овина. Осенью отмечался «Автан-Сыры». Свадьбы в основном праздновались весной перед Симеком или летом от Петрова до Ильина дня.

Общественные поминки предкам совершались в Симек и на третий день Пасхи. Ноябрь - месяц жертвоприношений и поминовения, совпадал по чувашскому лунно-солнечному календарю с началом года. Чуваши часто поминали родственников, поскольку болезни и неприятности они приписывали гневу покойника.

Д. Месарош отмечал у чувашей наличие единого бога, который сочетался с аграрными праздниками.

Замечание 1

Для традиционной веры чувашей был свойственен дуализм — существование доброго и злого божеств.

Чуваши имели и другие верования, одним из наиболее значимых было поклонение деревенским святыням. Киреметь из себя представлял святое место на возвышенности, рядом с питьевым источником. В таких местах как символ жизни почитали ясень, дуб или другое высокое и крепкое живое дерево. Вера чувашей имеет общее с традиционными верованиями других народов Поволжья. В ней заметно влияние ислама и христианства.

В XVIII веке чувашский народ подвергся христианизации. Ныне чуваши – многочисленный тюркоязычный народ, в котором большинство верующих являются христианами. Немногочисленные группы исповедуют традиционные верования или ислам суннитского толка.

Традиционная культура хозяйствования

Предки чувашей имели навыки земледелия. Они сеяли ячмень, пшеницу, полбу, просо, горох, чечевицу, лен, коноплю, рожь, используя на своих землях трехпольную систему. Это значит, что часть поля засевали яровыми, вторую часть – озимыми, а третью часть вспахивали, не засеивая. На другой год поля меняли. Пахали тяжелыми плугами, а при повторной обработке использовались легкие орудия, а позднее — соха «русского типа». Зерновые культуры шли в пищу в виде муки, крупы, солода. Солому использовали при изготовлении крыш, глиняных кирпичей, для кормов животным.

Издревле было развито чувашское ремесло. В нем выделились самостоятельные отрасли производства, то есть мастера зарабатывали на жизнь своим делом и не нуждались в выращивании зерновых и разведении скота. Мастерами выплавлялся металл, в том числе сталь, и изготавливались орудия труда, разнообразные части телег и повозок, гвозди, замки, украшения, посуда, вооружение. Чувашские мастера делали «самозатачивающиеся» ножи и долота — для этого между полосами мягкого железа помещался слой закаленной стали. В процессе эксплуатации железные полосы быстро изнашивались, а стальной слой всегда выступал над поверхностью, служа режущей кромкой.

Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot