Укрепление Российского государства и создание мощной армии дали власти возможность активизировать внешнюю политику. Первоочередной задачей была ликвидация постоянной угрозы со стороны Казанского ханства.
Присоединение Казанского ханства и овладение Волжским путем
Возникшее в середине XV в. в результате распада Золотой Орды ханство под своей властью объединило народы Среднего Поволжья и Приуралья — татар, мари, чувашей, удмуртов, башкир. В плодородных районах были развиты земледелие, охота на пушного зверя, бортничество. Принадлежавшую государству землю ханы раздавали вассалам, собиравшим с населения подати. Часть земли принадлежала мечетям.
Харадж – это государственный налог в исламских странах, который взимается с иноверцев за пользование земельной и другой собственностью.
В хозяйстве феодалов применялся труд рабов. Тяжелым было положение мари, мордвы, чувашей, которые были должны платить ясак. В многонациональном ханстве переплетались национальные и социальные противоречия, выход из которых правители видели в организации набегов на русские земли с целью грабежа и захвата пленников.
В 1530-1540-х годах в Казанском ханстве произошли несколько народных выступлений. Среди самих феодалов не было единства: большинство ориентировались на Крым и Турцию, но часть стремилась к развитию связей с Российским государством.
В середине 1540-х годов из-под власти Казанского ханства освободились чуваши и марийцы.
Борьба с внешней опасностью стала для Российского государства важнейшей задачей.
Вторая половина 1540-х годов прошла в военных и дипломатических попытках восстановления вассальной зависимости или завоевания Казани. Но они были неудачными. Ставленник Москвы Шах-али не удержался в Казани, а походы русских войск в 1547-48 и 1549-50 годах были безуспешны.
В начале 1550-х годов началась подготовка решительного удара по Казани. Предпочтение военного разгрома было связано с потребностями в земле для раздач дворянам. Также овладение Казанью открывало волжский путь к странам Востока.
Весной 1551 года напротив Казани на правом берегу Волги была поставлена деревянная крепость Свияжск, ставшая опорным пунктом для ведения военных действий.
Во второй половине 1552 года русское войско осадило Казань. В результате штурма 2 октября Казань была взята.
Затем последовало присоединение Башкирии. В 1556 году была взята Астрахань. В 1557 году Российской государству присягнул глава Большой Ногайской Орды мурза Исмаил. Его противники откочевали на Кубань, став вассалами Крымского хана. Волга стала русской. Помимо ликвидации очагов агрессии, победа над Казанью и Астраханью открыла возможность освоения новых земель и развития торговли со странами Востока.
Политика христианизации
Одной из задач походов в Поволжье провозглашалась борьба с «мусульманами». Многие православные идеологи призывали «крестить крепко» население ханства. Царизм придерживался этой линии. В первые дни была учинена расправа над мусульманским населением Казани, разрушению подверглись все мечети. Сразу стали закладываться церкви. Многие пленные были поставлены перед выбором: креститься или умереть.
Таким способом царизм стремился создать дополнительную возможность для удержания населения бывшего ханства в покорности. Также православная церковь пыталась одержать победу над мусульманской религией. Повсеместное крещение «отступников» означало подтверждение истинности православия.
Проведение христианизации поручалось Казанской епархии. Она была создана в 1555 году. При учреждении в состав епархии вошли территории Казанского и Свияжского воеводств, а затем и Астраханского ханства.
Первым Казанским архиепископом был Гурий. Он и стал одним из организаторов широкой христианизации нерусского населения. Руководством в его деятельности служила «Наказная память» Ивана Грозного. Это первая в истории России инструкция по обращению в православие нерусских народов. Она отдавала предпочтение ненасильственному крещению, ориентировала на использование служителями церкви и миссионерами привилегий и льгот для перешедших в православие.
Делать упор на добровольное обращение иноверцев вынуждали неспокойная обстановка в крае и внешнеполитические обстоятельства. Иван Грозный не желал портить отношения с мусульманскими Турцией и Крымом. В 1570 и 1584 годах Иван Грозный даже отправлял в Турцию специальные посольства с заверениями, что он с уважением относится к исламу и никогда не притеснял мусульманских подданных.
В Казанском крае появились «новокрещены». Перешедших в православие прельстили земельные пожалования и определенные льготы. Льготы были более привлекательны для верхушки феодалов, и они крестились быстрее. Они приравнивались в правах к русскому служилому сословию. Многие из них, утратив веру, утратили и язык, русифицировались и влились в состав русского дворянства.
В начале 1590-х гг. церковные руководители забили тревогу. Казанский митрополит Гермоген отправил царю Федору отчет о положении дел. Он сообщал, что новокрещены живут в одних селениях с некрещеными и легко отходят от христианства, не соблюдая христианских обрядов. В ответ последовал жесткий царский указ. Он велел принять решительные меры для проведения христианизации: расселить некрещеных и новокрещен, наказывать за отход от христианства, разрушить построенные мечети.
Крещение чувашей и мордвы
После присоединения чувашей в 1551 году власти не допускали их к управлению, препятствовали использованию чувашского языка, не содействовали развитию национальной культуры. В царской России пренебрежительно относились к обычаям, быту и нравам чувашей; гонениям подверглись языческие верования.
В ХVI-ХVІI веках проводилась безуспешная насильственная русификация чувашей посредством христианизации. В ХVII веке царское правительство издало ряд указов, облегчивших положение принявших православие чувашей; при этом существенно сузились права чувашей-язычников.
Христианизация мордвы была одной из мер национальной политики правительства, направленной на укрепление самодержавной власти в среде мордвы. Первыми принимать православие стала мордовская аристократия, стремившаяся сохранить вотчины и социальные. Вливаясь в состав господствующего класса, мордовские князья быстро обрусевали. Крестьяне, напротив, любыми способами уклонялись от крещения, видя в новой религии лишь новое средство притеснения. Свидетельства о крещении мордвы сохранились с XVI века.