Алтайцы — это коренной тюркский народ Алтая, включающий субэтнические группы теленгиты, челканцы, тубалары.
Алтайцы проживают в Республике Алтай. Несколько тысяч их представителей живут в прилегающих областях Монголии и Китая, где являются непризнанным национальным меньшинством и властями включаются в состав монголов. Общая численность народа составляет 80 тысяч человек. Алтайцы используют южноалтайский (официальный и литературный) и североалтайский языки.
Этнические и этнографические группы
Выделяют две различные по происхождению группы алтайцев, между которыми существовали различия по культуре, языку и быту, антропологии. Различия сгладились к середине XX века.
Южные алтайцы, говорящие на южноалтайском языке, проживают в бассейне Катуни и ее притоков. Из них выделяются телеуты и теленгиты, которые в 2002 году в переписи учитывались как отдельные народы. Южноалтайский язык этнографы относят к кыргызско-кыпчакской группе тюркских языков.
Среди северных алтайцев выделяются тубалары, кумандинцы, челканцы и телеуты. Этнографы северноалтайский язык относят в состав северноалтайской группы тюркских языков. Согласно другой классификации алтайские языки входят в хакасскую группу тюркских языков.
В советское время указанные этногруппы считались алтайскими субэтносами. Однако с 2000 года, в переписях и нормативно-правовых актах телеуты и кумандинцы учитываются как отдельные народы. Наличие восточных и западных евразийских гаплогрупп объясняется присутствием в алтайском генофонде монгольских и европейских компонентов и древнего субстрата.
Родоплеменное деление
Сеок у алтайцев — это род, группа людей, осознающих общность происхождения по мужской линии.
В 1897 году у алтайцев, согласно переписи, насчитывалось 68 сеоков.
У южных алтайцев насчитывается 30 родов. Наиболее многочисленными сеоками являются майман, кыпчак, тодош, толос, иркит.
Самые многочисленные сеоки —кыпчак, телес, тодош, майман, мундус, иркит, сойон.
Социальная организация
В начале XX века у алтайцев определились признаки классового расслоения. Формально сенокосные и пастбищные угодья, земля, были в пользовании соседской общины (улуса), однако общинники, имевшие небольшое количество скота, владели фактически лишь худшей и меньшей частью аильной земли, поскольку лучшая и большая ее часть была захвачена крупными скотовладельцами, кулаками-баями, патриархально-феодальной аристократией (башлыками, зайсанами). Рядовые общинники закреплялись за семьями зайсанов, представлявшими общину в администрации. Часть общинников не имела собственного хозяйства и скота, а жила в качестве домашних рабов в богатых семьях.
Скотоводческое хозяйство порождало скрытую форму эксплуатации рядовых скотоводов. Владельцы скота передавали на время скот малоимущим пастухам, которые согласно условиям передачи могли в течение определенного времени пользоваться молоком переданного скота, но должен был его охранять, пасти и возвратить хозяину с приплодом. Также он был должен по зову хозяина явиться на сенокос, оказывать помощь в домашнем хозяйстве. Такие отношения у алтайцев называлась полыш. В конце XIX века в среде алтайцев появлялись категория поденщиков, наемных пастухов, батраков. Одновременно отмечается рост товарности крупных хозяйств, возникновение предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции с использованием труда наемных рабочих.
У алтайцев патриархально-феодальные и капиталистические отношения сочетались с родовыми связями. Все территориальные и племенные группы делились на сеоки. Счет родства внутри рода шел по отцовской линии, роды были экзогамны. Родовые связи наиболее сильно сохранялись у северных алтайцев, где существуют пережитки собственности рода на охотничьи угодья. Для групп алтайского народа характерны представления о взаимопомощи, родовой солидарности, пережитки родовых культов (культ огня, культ гор). Пережитком родовой отчужденности является форма заключения брака посредством похищения невесты с выплатой калыма родственниками жениха. После смерти мужа женщина, оставшись в его роде, переходила к одному из родственников. Семьи, за редким исключением, были моногамными.
Традиционная одежда
Наряду с общими чертами в одежде алтайцев были региональные отличия. Для мужского и женского комплексов одежды южных алтайцев характерны длинная рубаха с открытым воротом и широкими рукавами и широкие штаны, обычно шившиеся из покупной ткани или кожи. Сверху надевалась овчинная шуба до пят с запахом на правую отсрочу. Шубы подпоясывались широким тканевым куском и носилась как зимой, так и летом. Летом иногда вместо шубы надевали схожий по крою матерчатый или суконный халат с большим отложным цветным воротником. Женщины поверх халата или шубы носили распашную длиннополую безрукавку-чегедек, отороченную позументом или яркой тканью. Обувью были высокие мягкие сапоги. На голове носили округлую или мягкую цилиндрическую шапку из цветной ткани, подбитую мехом черного барашка.
Костюмы северных алтайцев отличались покроем и материалом. Они знали ткачество и умели из крапивных и конопляных нитей изготавливать холст. Алтайцы шили из него штаны и длинные холщовые рубахи, сверху надевали халатообразную рубаху. Ворот, подол и рукава рубахи орнаментировались цветными нитями. Женщины повязывали платками голову. От повседневного отличался промысловый охотничий костюм: охотники надевали меховые штаны и войлочную куртку.
В начале XX века вместе с русскими тканями в костюмы алтайцев начали проникать элементы русской одежды, а в районах соседства с русскими зажиточное алтайское население стало перенимать крестьянский русский костюм.
Поселения и жилища
Поселения алтайцев были небольшими разбросанными поселками, в которых несколько жилых построек стояли на удалении друг от друга. Такие поселки располагались в долинах рек.
Для групп населения характерны разные жилища. Типы жилища зависели от природных условий обитания группы, степени оседлости. У южных алтайцев существовали войлочно-решетчатая юрта и напоминающее чум жилище, крытое лиственничной коры или полосами бересты — аланчик. У тубаларов и челканцев жилище айлу представляло собой квадратное сооружение, построенное из досок, бревен и жердей, поставленных вертикально с небольшим наклоном внутрь. Оно покрывалось корой. В центре его располагался очаг, дым из которого выходил в отверстие крыши. Имелись бревенчатые многоугольные юрты, крытые корой, берестой или тесом, получившие распространение со второй половины XIX века.
Изменения хозяйства, произошедшие к XX веку, отразились на характере жилищ и поселений. Получали распространение бревенчатые постройки. Появлялись жилища, подобные русской избе. У местных богачей даже появились крытые железом двухэтажные срубные дома. Зажиточные скотовладельцы возводили подсобные постройки и помещения для содержания скота. Иногда они объединялись с жилыми постройками, создавая незнакомую прежде алтайцам усадьбу.