Абазины — это один из автохтонных народов Кавказа, относящийся к абхазо-адыгским народам.
Общие сведения
Самоназвание абазинов — абаза. Народ проживает в 13 аулах Карачаево-Черкесии, а также представлен в зарубежной ближневосточной диаспоре.
Согласно сведениям исследователя языка абазинов А. Генко «термин абаза древнего происхождения и имеет собирательное значение, объединившееся общностью культуры и языка …». Согласно Михаилу Тхайцухову, исторической родиной абазинов является территория Абхазии.
Лингвистически абазины близки к абхазам, однако они подверглись адыгскому влиянию, и адыгские элементы в их культуре превосходят абхазские.
Верующие абазины являются мусульманами-суннитами. Традиционная религия обнаруживает сильное сходство с религией черкесов, и отличается от абхазской.
История абазинов
Согласно русской летописи, в 1552 году в Москву для переговоров с Иваном IV и заключения военно-политического союза против Крымского Ханства, прибыло посольство черкесов, в состав которого входил князь абазинов Иван Езбозлуков.
В 1762 году консул Франции в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель указывал, что абазы относятся к числу народов, населяющих территории между Грузией и Черкесией. Они разделяются на несколько племен, управляемых беями. Племена ведут постоянные войны между собой. Религия абазинцев является смесью христианства с пантеизмом; однако сам народ признает себя христианами. Турция назначает абазам бея, называемого беем абазинцев, который лишь пользовался титулом начальника без реальной власти. Бейская резиденция находится в Сухуме. Главное руководство на местности осуществляет паша Черноморского побережья, однако абазинцы ему не повинуются и лишь сила способна привести их к повиновению. Сераскир иногда делает набеги, отбирая лошадей, мелкий скот и рабов. В стране имеются два порта — Кодош и Сухум.
В XIX веке абазины совместно с адыгами и абхазами воевали в кавказской войне. Станица Бабуковская Терского казачьего войска была преимущественно населена абазинами.
Потомки абазин, после русско-кавказской войны принявшие российское подданство, населяют аулы Карачаево-Черкесии.
Потомки мухаджиров живут за рубежом, где их именуют «черкесами». Многие перешли на арабский и турецкий языки, часть утратила абазинские фамилии и имена, смешавшись с арабами и турками, при этом память о принадлежности к родам сохраняется до сих пор.
Традиции и обычаи
Главным занятием абазинов является отгонное скотоводство. Абазины разводили крупнорогатый скот, овец горской породы и лошадей. Коневодство сосредотачивалось в руках знати. Абазинами ыла выведена порода знаменитых Трамовских лошадей.
Также развитым у них было земледелие. К пахоте прежде всего готовили ближайшие к домам участки земли, куда легче доставить было сельскохозяйственный инвентарь. Эти работы начиналась с зимы: участки очищались от камней и выкорчевывались деревья. Земли были неудобны для обработки. Важным занятием было садоводство. Расчищая под пашню участки, в неприкосновенности оставлялись дикорастущие кусты и плодовые деревья. Это были главным образом дикие яблони, кизил, барбарис, груши, фундук. Хозяйственные постройки и дома утопали в кронах фруктовых деревьев.
Пчеловодство играло значительную роль. Из меда абазины готовили сладкий напиток, обладавший опьяняющим, одурманивающим свойством.
Были у них развиты и ремесла — кузнечное дело, обработка кожи и шерсти. Издавна у абазин были развиты домашние промыслы, в которых было внутрисемейное разделение труда. Обязанностью женщин была обработка шкур и шерсти, а мужским делом — обработка металла, дерева, камня. Из шерсти изготавливались тонкое сукно, бурки, и более грубые для повседневной одежды войлочные шляпы, ноговицы, обувь, пояса, попоны, кошмы, а также вязаные изделия. Были развиты кожевенный и скорняжный промыслы. Из шкур шились шубы и шапки, из кожи изготавливались обувь, седла, бурдюки, сумки, конская сбруя. Овчина была главным предметом скорняжного промысла. Почетным было кузнечное дело. Кузнецы изготавливали косы, вилы, серпы, железные мотыги, лопаты, подковы, металлические части сбруи, ножи, цепи, ножницы. Многие кузнецы также были оружейниками. Оружие украшалось золотом, серебром, гравировкой с чернью. Такие оружейники становились, в свою очередь, ювелирами.
Производство оружия имеет глубокие традиции. Мастера делали стрелы. Наряду с изготовление оружия, абазинские оружейники изготавливали пули разного калибра.
Ювелирное дело было одним их старейших абазинских ремесел. Мастера изготавливали изделия различного вида: мужские и женские пояса, перстни и кольца, нагрудные украшения, височные подвески и серьги, которые были роскошно орнаментированы.
В 1073 году абазинские ювелирных дел мастера и иконописцы участвовали в росписи Собора Киево-Печерской лавры.
Традиционная организация абазинов — сельские общины, патронимии. Аулы разделялись на патронимические кварталы, в горах — гнездового типа, на равнине — скученные. Древнейшее жилище — плетеное, круглое, также были распространены однокамерные и многокамерные прямоугольные дома из плетня; в XIX веке абазины стали использовать саман, появились деревянные рубленые и кирпичные дома под черепичной или железной крышей. В традиционной усадьбе были один или несколько домов, включая помещение для гостей — кунацкую, а в отдалении от них располагался комплекс хозяйственных построек.
Абазинская национальная кухня базируется на использовании продуктов скотоводства и земледелия, в ней широко употребляются животные жиры, в особенности топленое и сливочное масло, а также сметана, сливки, кислое молоко. С древних времен абазины занимались скотоводством, земледелием, птицеводством и это отразилось на составе народных блюд, среди которых главное место занимают говядина, баранина и птица, а также молочные и растительные изделия. Много в абазинской кухне блюд из домашней птицы. Из мяса индюка или курицы готовится национальное блюдо квтӏужьдзырдза («курятина с подливкой»).
Абазины, как и другие кавказские народы, в качестве приправ употребляют толченый чеснок с солью, молотый красный перец и смесь пряных трав —укропа и чабреца.