Первые проекты метрополитена
Идея построить метрополитен в северной столице возникла еще в XIX веке. Через графа Милорадовича инженер Торгованов в 1820 г. обратился к императору Александру I с проектом тоннеля. Император предложил выдать инженеру 200 рублей и посоветовал не заниматься такими прожектами.
Изобретатель-самоучка И. П. Кулибин тоже безрезультатно выступал с подобными идеями.
Первый проект магистрали внутри города между двумя вокзалами – Балтийским и Финляндским в 1889 г выдвинуло Правление Балтийской железной дороги.
Предложения и разработки от разных организаций и частных лиц с конца 1890-х годов поступали регулярно. Городская железная дорога в первых проектах должна была выполнить задачу соединения всех вокзалов в единую линию, чтобы разгрузить движение по Невскому проспекту. Во всех первых разработках предусматривалось строительство надземных линий на эстакадах с использованием Обводного, Екатерининского, Введенского каналов.
Участок надземной подвесной монорельсовой дороги в районе Гатчины был испытан И.В. Романовым в 1900 г.– испытания были успешными. Позже он создал проект Кольцевой дороги вокруг Петербурга.
Инженер Печковский в следующем 1901 году предложил построить у Казанского собора дачный вокзал и соединить его с Балтийским и Варшавским вокзалами эстакадно-подземной дорогой.
В этом же году были разработаны два варианта проекта. Работу выполнял Решевский по заданию Министерства путей сообщения.
Интересная разработка была предложена инженером путей сообщения П.И. Балинским – это один из первых теоретиков отечественного метростроения. Его схема включала строительство 6-ти городских линий, включая две кольцевые трассы с общей протяженностью 172 км. Строительные работы по проекту оценивались в 190 млн. рублей. Расчеты Балинского и саму идею строительства метрополитена поддерживал С.Ю. Витте.
В это же время свой проект представил инженер Г. А. Гиршсон, предполагавший соединение Балтийской и Варшавской железных дорог и продление линии по набережной Фонтанки через Неву и Каменноостровскому проспекту к Финляндской железной дороге. По проекту Гиршсона намечалась прокладка подземной трассы под Невским проспектом. Проходить она должна была от Московского вокзала до Дворцовой площади.
В разное время свои идеи по строительству внутригородской железной дороги предлагали инженеры А. Н. Горчаков, Ф. Е. Енакиев, Н. О. Кульжинский, Г. О. Графтио. Однако противоречащие интересы при обсуждении этих проектов, необходимость больших финансовых затрат стали большим препятствием на пути воплощения их в жизнь. Возвращение к этому вопросу произошло только в 1930-е годы.
Строительство метрополитена Санкт-Петербурга
Вопрос о метрополитене был поставлен в 1938 г., а в 1939 г. была образована «Дирекция строительства НКПС-5». К апрелю 1941 г. 34 шахтных ствола были заложены, и к декабрю 1942 г. должна была открыться первая очередь метрополитена.
Строительству помешала война, и работы были прекращены. Возобновилось строительство в 1945 г., работы начались практически с самого начала, потому что шахты пострадали от бомбардировок, а часть их была ликвидирована.
Первую очередь трассы разделили на два участка – первый участок связывал площадь Восстания с Нарвской заставой, второй участок продолжал линию до Финляндского вокзала. Подземная магистраль должна была соединить Московский, Витебский, Балтийский, Варшавский вокзалы и ряд важных городских участков.
Первый участок соединял центр города с "Автово", длиной 11,2 км. На участке сооружалось 8 станций – «Пл. Восстания», «Владимирская», «Пушкинская», «Технологический институт», «Балтийская», «Сталинская», «Кировская», «Автово». Строительство первой очереди продолжалось 10 лет, потому что велось полностью закрытым способом, а отечественные метростроители такого опыта ещё не имели.
Станции первого участка отражают эпоху монументально-помпезного стиля, на оформление которых пошло около 22 тыс. кв. м мрамора и 10 тыс. кв. м. гранита. Станции освещает 700 светильников, бра, торшеров, люстр. Изготовлены они их бронзы, хрусталя, художественного стекла.
Первый поезд отправился от станции "Автово" 6 ноября 1955 г. Регулярные перевозки начались с 15 ноября – метрополитен был открыт. В это же время начались работы на втором участке от площади Восстания до Финляндского вокзала, протяженностью 3,5 км. Через три года добавилось ещё две станции – «Чернышевская», «Площадь Ленина».
Линия проходила на очень большой глубине под Невой, а геологические условия были более сложные, однако станции были построены в запланированные сроки. Первый участок второй очереди сдали в эксплуатацию 1 мая 1961г. Его протяженность составляла 6 км с пятью станциями.
При сооружении самих станций применялись новые приемы строительства. Вестибюли трех станций были построены без «архитектурных излишеств» по одному типовому проекту.
В 1964 г. был пущен в строй второй участок второй очереди метро. Его длина составляет 7 км с 4-мя станциями. Третий участок второй очереди коротенький – 1,2 км и одна станция «Московская». Участок продолжает вторую линию на юг от парка Победы до Московской площади, вошедший в строй в 1965 г.
Самым коротким и самым дешевым по стоимости проложенных путей был третий участок первой очереди, составивший всего 400 м. Участок имеет одну станцию «Дачное» и вступил в строй в 1966 г. Строительство станций метро продолжалось и в последующие годы.
В 1990 г. Главное управление метрополитена было ликвидировано постановлением Совета министров СССР и метрополитен стал собственностью города. Сегодня это унитарное муниципальное предприятие. Изменились логотип и наименование метрополитена – весной 1992 г. он стал называться просто «Петербургский метрополитен».
Метрополитен сегодня
В наше время протяженность линий метрополитена в Санкт-Петербурге составляет 103 км, на которых расположено 58 станций, перевозящих более 4 млн. человек в сутки. Наземные вестибюли станций снабжены гидрозатворами, предотвращающие попадание воды в подземные сооружения. На открытом воздухе в метро станций и перегонов нет. Наземные станции находятся в закрытых помещениях.
Метро Петербурга относится к самым глубоким метрополитенам в мире, средняя глубина заложения его станций - 60 м. Эскалаторы нескольких станций имеют длину более 150 м и являются на сегодня самыми длинными в мире.
В Петербургском метро представлены станции пяти различных видов:
- пилонные станции, подземный зал которых имеет три свода. К таким станциям относятся «Площадь Восстания», «Владимирская», «Пушкинская», «Площадь Ленина». Всего станций такого типа 13;
- колонные станции – свод подземного зала поддерживают два ряда колонн – это станции «Автово», «Ленинский проспект», «Приморская»;
- односводчатые станции – единый свод этих станций опирается на боковые стены. Такие станции были введены в эксплуатацию в последние четверть века. К ним относятся «Черная речка», «Пионерская», «Удельная», «Озерки», «Лиговский проспект». Всего в метрополитене 15 станций такого типа;
- станции горизонтального лифта имеют боковые двери без боковых посадочных платформ – «Московская», «Парк Победы», «Петроградская». Всего было построено 10 таких станций;
- станции наземные – их только три – «Девяткино», «Купчино», «Рыбацкое». Расположены они на разных линиях и являются конечными.
Вагонный парк метрополитена насчитывает 1500 вагонов, максимальная частота движения составляет 42 пары поездов в час. Конструктивная скорость подвижного состава 90 км в час, а средняя скорость составляет 40 км в час.
Из всех станций самой напряженной является станция «Пионерская», через которую в сутки проходит 230 тыс. пассажиров.