История инженерного образования в России
Инженерное дело начинается в России с Петра Великого. По требованию императора это инженерную науку начинают изучать не только в Морской академии, но даже в духовных семинариях.
По мнению И. А. Вышнеградского, выдающегося русского ученого, члена Петербургской Академии наук, техническое образование должно распространиться на всю промышленную деятельность.
К началу XX века в России уже работает множество бесплатных вечерних и воскресных школ для рабочих при фабриках и заводах.
Цель распространения технических знаний, кроме учебных заведений, ставили разные технические общества. Русское техническое общество, созданное в 1866 г., ставило перед собой цель – оказывать содействие развитию техники и технической промышленности в России. Со следующего года Русское техническое общество начинает издавать «Записки Императорского Русского технического общества», а затем журнал «Техническое образование».
Редактором и издателем этого журнала был П. К. Энгельмейер – русский инженер и философ техники, увлекавшийся электротехникой, самолетостроением и др.
Механика и математика в XIX веке преподавались на очень высоком уровне, благодаря деятельности М. В. Остроградского, работы которого относятся к прикладным аспектам механики, математического анализа, теории магнетизма, теории вероятностей. Ученый занимался не только научными исследованиями, но и написал учебники по высшей и элементарной математике.
Математическая подготовка на инженерных специальностях была значительно шире, нежели на математическом отделении университета в Санкт-Петербурге.
Организованное в Москве техническое училище стало одним из первых в мире, где преподавали аэродинамику. В XIX веке уровень русских инженерных учебных заведений был очень высок. Что касается сегодняшнего дня, то по индексу глобальной конкурентоспособности в 2000 г Россия из 59 ведущих стран мира занимала 55 место.
Поворотным для страны в политическом плане является 2002 г., когда целью политики государства был провозглашен переход к инновационному пути развития, к формированию новой экономики, основанной на знаниях.
Инженерное образование в России возвращается к традициям старой школы, которые оказались очень сильными. В российских инженерных учебных заведениях в настоящее время работают компетентные преподавательские кадры, есть достаточное оборудование для обучения будущих инженеров, созданы особые программы подготовки инженеров-исследователей.
В стране созданы благоприятные условия для развития технических наук. За последние десятилетия в России была проведена огромная работа по возрождению российской инженерной школы, которая не только выжила, но и окрепла, стабилизировалась и стала развиваться. Статус инженера приобретает сегодня содержание ему соответствующее.
Проблемы инженерного образования в России
Для развития инновационной экономики необходимы высококвалифицированные специалисты и менеджеры, да и просто технические специалисты – технологи, конструкторы, профессиональные организаторы производства.
Если в развитых странах мира на одного ученого приходится около 10 менеджеров, задача которых заключается в отборе перспективных научно-технических достижений, своевременной патентной защите изобретений и активном их продвижении на рынок, то в России ситуация другая. В нашей стране на 11-12 ученых приходится только один менеджер.
Спрос на управленцев, компетентных в продвижении инновационных проектов в десятки раз превышает предложение. Для того чтобы в инженерном образовании России не происходило болезненной «утечки мозгов», необходимо последовательное превращение технических университетов в центры поддержки и координации инновационной деятельностью.
В стране довольно внушительный список проблем, требующих разрешения, и первая их часть связана с созданием в стране устойчивой и успешной инновационной среды.
Рисунок 1. Инженерное образование в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В течение короткого времени необходимо преодолеть важные психологические барьеры как внутри научно-образовательных сообществ, так и в обществе.
В стране отсутствуют традиции объединения инновационного творчества ученых и инженеров. Инженерная деятельность не имеет высокого статуса, а инженерная творческая интеллигенция находится в бедственном положении.
Второй большой проблемой является отсутствие традиций работать с разнообразными, кроме государства, заказчиками. Это привело к тому, что не получили развитие целые направления инженерного творчества, нет систем обратной связи.
Десятилетиями все системы образования работали в условиях стопроцентного госзаказа. Не сложились традиции лоббирования в новых условиях своих интересов, проведения необходимых законопроектов, решений и программ.
Эти проблемы затрудняют инновационную деятельность.
Вторая часть проблем касается изменений внутри самого инженерного образования – в целом подготовка инженеров осталась традиционной, отраслевой. С одной стороны, этот консерватизм системы образования в прошедшее десятилетие реформ, сыграл свою положительную стабилизирующую роль. Всё положительное, что за многие годы было накоплено, сохранилось. Однако, с другой стороны, не были выработаны внутренние стимулы модернизации образования.
Между практикой, промышленностью и наукой связь пока очень слабая.
Новое инженерное образование из-за недостаточной информатизации вузов зачастую не реализуется – нет мощных интернет-центров, электронных библиотек, обмена студентами, аспирантами, преподавателями с зарубежными университетами, отсутствуют возможности работы с зарубежными инновационными центрами.
Методы решения назревших вопросов
Чтобы достичь в инженерном образовании новых целей, необходимы новые механизмы – это может быть концентрация ресурсов на приоритетном направлении подготовки инновационных менеджеров. Это может быть использование метода параллельного планирования и проектирования, а также активный выход в мировое информационное и инновационное пространство.
Для достижения новых целей с точки зрения управления, техническим университетам надо меняться в двух направлениях. Прежде всего, они должны быть эффективными организациями, сообществом классных специалистов в данной образовательной сфере, объединенных единой целью. Второе направление изменений связано с необходимостью стать субъектами экономической деятельности. В этом случае управляться они будут уже как деловые предприятия.
Возникает необходимость того, что в вузах должны быть созданы команды «перемен» и «организаторов», действующих совместно.
Команда «перемен» создает новое образовательное пространство, а команда «организаторов» обеспечивает экономическую эффективность вузовской деятельности.
Государство в этой схеме выступает как заказчик кадров, и как партнер, вдохновитель и созидатель инновационной среды.
Технические вузы, по мере их превращения в созидающие организации, должны решать новые задачи:
- систематическое улучшение всего, что делается с постепенным превращением накопленного в новое качество, т.е. новое инженерное образование;
- использование успехов для достижения новых целей, новых приложений;
- внедрение инноваций в процесс обучения.
При реализации этих задач взаимосвязанными становятся знания, производство, бизнес, образование, а университеты являются главным местом их встреч. Стержнем любого дальнейшего развития ради экономического успеха являются согласованные действия образования, науки, промышленности и бизнеса. Для инженерного образования наступило время сосредоточения государственных усилий, усилий бизнеса и общества на создание эффективного инженерного образования, которое должно быть престижным. У России есть все возможности для воспитания будущих поколений инженерных кадров нарождающейся инновационной экономики. Знания должны стать источником успешного развития страны.