Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История инженерного образования в России

История инженерного образования в России

Инженерное дело начинается в России с Петра Великого. По требованию императора это инженерную науку начинают изучать не только в Морской академии, но даже в духовных семинариях.

По мнению И. А. Вышнеградского, выдающегося русского ученого, члена Петербургской Академии наук, техническое образование должно распространиться на всю промышленную деятельность.

К началу XX века в России уже работает множество бесплатных вечерних и воскресных школ для рабочих при фабриках и заводах.

Цель распространения технических знаний, кроме учебных заведений, ставили разные технические общества. Русское техническое общество, созданное в 1866 г., ставило перед собой цель – оказывать содействие развитию техники и технической промышленности в России. Со следующего года Русское техническое общество начинает издавать «Записки Императорского Русского технического общества», а затем журнал «Техническое образование».

Редактором и издателем этого журнала был П. К. Энгельмейер – русский инженер и философ техники, увлекавшийся электротехникой, самолетостроением и др.

Механика и математика в XIX веке преподавались на очень высоком уровне, благодаря деятельности М. В. Остроградского, работы которого относятся к прикладным аспектам механики, математического анализа, теории магнетизма, теории вероятностей. Ученый занимался не только научными исследованиями, но и написал учебники по высшей и элементарной математике.

Математическая подготовка на инженерных специальностях была значительно шире, нежели на математическом отделении университета в Санкт-Петербурге.

Организованное в Москве техническое училище стало одним из первых в мире, где преподавали аэродинамику. В XIX веке уровень русских инженерных учебных заведений был очень высок. Что касается сегодняшнего дня, то по индексу глобальной конкурентоспособности в 2000 г Россия из 59 ведущих стран мира занимала 55 место.

Поворотным для страны в политическом плане является 2002 г., когда целью политики государства был провозглашен переход к инновационному пути развития, к формированию новой экономики, основанной на знаниях.

«История инженерного образования в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Инженерное образование в России возвращается к традициям старой школы, которые оказались очень сильными. В российских инженерных учебных заведениях в настоящее время работают компетентные преподавательские кадры, есть достаточное оборудование для обучения будущих инженеров, созданы особые программы подготовки инженеров-исследователей.

В стране созданы благоприятные условия для развития технических наук. За последние десятилетия в России была проведена огромная работа по возрождению российской инженерной школы, которая не только выжила, но и окрепла, стабилизировалась и стала развиваться. Статус инженера приобретает сегодня содержание ему соответствующее.

Проблемы инженерного образования в России

Для развития инновационной экономики необходимы высококвалифицированные специалисты и менеджеры, да и просто технические специалисты – технологи, конструкторы, профессиональные организаторы производства.

Если в развитых странах мира на одного ученого приходится около 10 менеджеров, задача которых заключается в отборе перспективных научно-технических достижений, своевременной патентной защите изобретений и активном их продвижении на рынок, то в России ситуация другая. В нашей стране на 11-12 ученых приходится только один менеджер.

Спрос на управленцев, компетентных в продвижении инновационных проектов в десятки раз превышает предложение. Для того чтобы в инженерном образовании России не происходило болезненной «утечки мозгов», необходимо последовательное превращение технических университетов в центры поддержки и координации инновационной деятельностью.

В стране довольно внушительный список проблем, требующих разрешения, и первая их часть связана с созданием в стране устойчивой и успешной инновационной среды.

Инженерное образование в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Инженерное образование в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В течение короткого времени необходимо преодолеть важные психологические барьеры как внутри научно-образовательных сообществ, так и в обществе.

В стране отсутствуют традиции объединения инновационного творчества ученых и инженеров. Инженерная деятельность не имеет высокого статуса, а инженерная творческая интеллигенция находится в бедственном положении.

Второй большой проблемой является отсутствие традиций работать с разнообразными, кроме государства, заказчиками. Это привело к тому, что не получили развитие целые направления инженерного творчества, нет систем обратной связи.

Десятилетиями все системы образования работали в условиях стопроцентного госзаказа. Не сложились традиции лоббирования в новых условиях своих интересов, проведения необходимых законопроектов, решений и программ.

Эти проблемы затрудняют инновационную деятельность.

Вторая часть проблем касается изменений внутри самого инженерного образования – в целом подготовка инженеров осталась традиционной, отраслевой. С одной стороны, этот консерватизм системы образования в прошедшее десятилетие реформ, сыграл свою положительную стабилизирующую роль. Всё положительное, что за многие годы было накоплено, сохранилось. Однако, с другой стороны, не были выработаны внутренние стимулы модернизации образования.

Между практикой, промышленностью и наукой связь пока очень слабая.

Новое инженерное образование из-за недостаточной информатизации вузов зачастую не реализуется – нет мощных интернет-центров, электронных библиотек, обмена студентами, аспирантами, преподавателями с зарубежными университетами, отсутствуют возможности работы с зарубежными инновационными центрами.

Методы решения назревших вопросов

Чтобы достичь в инженерном образовании новых целей, необходимы новые механизмы – это может быть концентрация ресурсов на приоритетном направлении подготовки инновационных менеджеров. Это может быть использование метода параллельного планирования и проектирования, а также активный выход в мировое информационное и инновационное пространство.

Для достижения новых целей с точки зрения управления, техническим университетам надо меняться в двух направлениях. Прежде всего, они должны быть эффективными организациями, сообществом классных специалистов в данной образовательной сфере, объединенных единой целью. Второе направление изменений связано с необходимостью стать субъектами экономической деятельности. В этом случае управляться они будут уже как деловые предприятия.

Возникает необходимость того, что в вузах должны быть созданы команды «перемен» и «организаторов», действующих совместно.

Команда «перемен» создает новое образовательное пространство, а команда «организаторов» обеспечивает экономическую эффективность вузовской деятельности.

Государство в этой схеме выступает как заказчик кадров, и как партнер, вдохновитель и созидатель инновационной среды.

Технические вузы, по мере их превращения в созидающие организации, должны решать новые задачи:

  • систематическое улучшение всего, что делается с постепенным превращением накопленного в новое качество, т.е. новое инженерное образование;
  • использование успехов для достижения новых целей, новых приложений;
  • внедрение инноваций в процесс обучения.

При реализации этих задач взаимосвязанными становятся знания, производство, бизнес, образование, а университеты являются главным местом их встреч. Стержнем любого дальнейшего развития ради экономического успеха являются согласованные действия образования, науки, промышленности и бизнеса. Для инженерного образования наступило время сосредоточения государственных усилий, усилий бизнеса и общества на создание эффективного инженерного образования, которое должно быть престижным. У России есть все возможности для воспитания будущих поколений инженерных кадров нарождающейся инновационной экономики. Знания должны стать источником успешного развития страны.

Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot