Восточные славяне — это культурно-языковая славянская общность племен, говорящих на родственных восточнославянских языках.
Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства
Племена, которые говорили на славянском и балтском языках, некогда представляли единую общность. Славяне превратились в самостоятельный народ, когда выделились из балто-славянской общности. В III веке н.э. по землям балтов и славян по Висле прошли германские племена, основавшие в Северном Причерноморье готскую державу.
Славяне противопоставили себя германцам и финно-угорским народам – «чуди». Славянское расселение славян по Дунаю и движение на Балканы началось после падения державы гуннов. Дунай стал для славян границей, на которой они впервые вошли в контакт с цивилизацией. Славяне здесь включились в мировую историю, сначала как варвары, а затем как продолжатели византийской традиции.
Согласно «Повести временных лет» на Дунае на славян напали волохи (франки Карла Великого) и расселение славян продолжилось. Осевшие по Висле славяне прозвались ляхами; к ляшским племенам летописец отнес полян, лютичей, мазовшан и поморян.
Согласно летописцу Нестору, славяне расселились по Восточноевропейской равнине:
- поляне – среднее правобережье Днепра с племенным центром в Киеве;
- древляне – междуречье рек Припять и Рось с племенным центром в Искоростене;
- дреговичи – левобережье Припяти с племенным центром в Брянске;
- бутане и волыняне – в верхнем течении Южного Буга и Волыни с племенным центром в Берестье;
- уличи с племенным центром в Пересечене, и тиверцы с племенным центром в Белгороде – в бассейн Днестра;
- северяне – левобережье Днепра, бассейны Сулы, Десны, Сейма и Северного Донца с племенным центром в Чернигове;
- радимичи в междуречье верхнего течения Днепра и Сожи с племенным центром в Любече;
- кривичи – в верховьях Волги, Двины и Днепра с племенным центром в Смоленске;
- полочане – в бассейне Западной Двины, реки Полоти с племенным центром в Полоцке;
- словене – вокруг озера Ильмень с племенным центром в Новгороде;
- вятичи – в бассейне верхнего и среднего течения Оки и Москвы с племенным центром в Москве.
Занятия древних славян
Основным занятием славянских племен было земледелие. В зоне лесов земледелие было подсечно-огневым: деревья подрубали, они засыхали и их сжигали. Затем пни выкорчевывали, почву удобряли золой и рыхлили бороной-суковаткой – бревном с необрубленными сучьями. Примитивно удобренные поля недолго оставались плодородными (10 - 15 лет). Необходимость освоения нового участка, заставляла переносить поселок с места на место.
В лесостепной зоне практиковалось переложное земледелие. На участке выжигали траву, оставшейся золой удобряли землю, рыхлили ее и использовали до полного истощения. К IX веку в лесостепи славяне стали использовать плуг, переворачивавший пласты плодородной земли. Пахотным орудием на севере была соха, которой удобно пахать в лесистой местности. В соху запрягали лошадь, а плуг волокли быки или волы.
Славяне выращивали просо, пшеницу, ячмень, рожь, горох, бобы. Важными техническими культурами были конопля и лен, из которых изготавливали ткани.
Для земледелия были нужны разнообразные орудия: железные наконечники для плуга и сохи, топоры, серпы, мотыги и т.п. Поэтому важной отраслью хозяйства было производство железа. В IX веке у славян уже появляются поселки металлургов. Кузнечное дело считалось таинственным занятием. Кузнец был одним из любимых героев славянского фольклора. Гончарство также стало важной отраслью хозяйства славян.
Кузнецы и гончары стали первыми ремесленниками, не занимавшимися сельским хозяйством: земледельческие продукты они получали в обмен на произведенную продукцию.
Общественный строй
В VII-IX веках у славян шел процесс разложения родоплеменного строя, совершался переход от родовой общины к соседской.
Все члены родовой общине являются родственниками, которые сообща ведут хозяйство и вместе владеют всем имуществом, то есть отсутствует имущественное неравенство; все члены имеют общее жилище и едят из одного котла. Они сообща выполняют все трудоемкие работы, а власть основана на старшинстве и авторитете. Переходной формой к соседской общине была сложная семья. Ее главой чаще всего был мужчина, который у восточных славян имел наименование «большак» или «старшой». Его спутницей была большуха – главная женщина. Она руководила хозяйством в доме. Оказываемые большухе почет и уважение являлись наследием матриархата. Энергичная большуха после смерти мужа нередко могла стать главой рода – даже при наличии взрослых сыновей. Однако большак и большуха не были самовластными правителями. Распоряжаясь домочадцами, глава семьи сам был первым работником, показывая пример в любом деле. Важнейшие вопросы хозяйственной деятельности или личной жизни членов рода решали на семейном совете, который и являлся высшей властью. Мужчины и женщины на совете имели равные права, весомость голоса определялась мерой личного авторитета. В большой семье не было брошенных стариков или покинутых детей. Сперва дети находились под присмотром женщин, а после достижения определенного возраста мальчики поступали в ведение большака, девочки – под опеку большухи.
Основа общности в соседской общине определялась не кровным родством, а близостью проживания. Соседи свое хозяйство вели индивидуально, господствовала частичная собственность, однако земля не была собственностью общинника, ее собственником считалась вся община, поэтому периодически проводились переделы участков. Лесные угодья, пастбища, места лова принадлежали всей общине. Выделилась родоплеменная знать – вожди и старейшины, которые окружали себя дружиной, не зависящей от народного собрания и способной принудить общинников к повиновению. Так славянское общество готовилось к возникновению государственности.
Каждое племя имело князя, который опирался на дружину. Воинов возглавлял воевода. Князь был обязан одевать, кормить и вооружать дружину. Оружие и дорогую одежду дружинники могли добыть в походах, но кормиться они должны были в своих землях. Поскольку князь и дружина не могли кормиться в одном и том же месте долго, они постоянно переезжали от одной общины к другой, чтобы у населения хватало продуктов. Князья и дружинники в это время еще не имели собственных земель, однако князья обладали охотничьими угодьями. Охота была не просто забавой, а приносила меха и мясо. У князя и подвластного населения существовал договор о дани. Князь же должен был выступать судьей в тяжбах и конфликтах и защищать общину в случае угрозы.