Большая часть гигантов советской экономики была построена руками заключенных сталинского ГУЛАГа. Роль узников ГУЛАГа в строительстве великих сооружений советской эпохи трудно переоценить. Труд узников ГУЛАГа широко использовался для выполнения пятилетних планов и аврального строительства важных объектов народного хозяйства.
Днепровская ГЭС (Днепрогэс)
Самая старая гидроэлектростанция на Днепре, построенная по плану ГОЭЛРО находится в Запорожье. Началось строительство в 1927 году, первый блок был пущен в 1932 году, номинальная мощность (560 МВт) была достигнута в 1939 году. Эта гидроэлектростанция была на тот момент крупнейшей в СССР. В результате строительства дамбы пороги Днепра были затоплены, что обеспечило навигацию по всему течению реки.
Днепрогэс-2 был построен в 1969-1980 гг., мощность станции составляла 836 МВт. Среднегодовая выработка составляла 3,64 млрд кВт/ч. Емкость водоема – 3,33 кубометра. км.
Беломорско-Балтийский навигационный канал
Канал соединил Онежское озеро и Белое море с возможностью выхода к Балтийскому морю. Канал построили в рекордно короткие сроки за два неполных года (1931-1933 гг.) руками узников ГУЛАГа, которых, по разным оценкам, погибло во время строительства от 27 000 до 200 000 человек. Это был первый опыт «перековки» политических врагов с помощью принудительного труда.
Общая протяженность канала составила 227 км, включая 19 шлюзов. Во время строительства были проведены земляные работы в объеме 21 млн. куб. м и 37 км путей проложены в гранитных скалах.
В состав канала входят 128 сооружений, в том числе:
- 49 дамб,
- 33 искусственных канала,
- 19 шлюзов,
- 19 водоспусков,
- 15 плотин,
- 5 гидроэлектростанций и др. сооружения.
Пик грузовых перевозок по каналу пришелся на 1985 год, когда по нему было перевезено 7,3 миллиона тонн груза. Данные объемы движения сохранялись в течение следующих пяти лет, затем интенсивность судоходства значительно снизилась. В 2001 году по каналу было транспортировано 283,4 тысячи тонн грузов, в 2002 году – 314,6 тысячи тонны.
Волго-Донской судоходный канал
Канал соединил Волгу и Дон. Строительство канала началось до начала войны, но было остановлено, а затем продолжено в 1948 году и завершено в 1952 году. Протяженность канала составляет 101 км, при этом 45 км проходят вдоль рек и водохранилищ. Канал имеет более 50 сооружений:
- 3 насосные станции,
- 13 плотин и дамб,
- 13 шлюзов и пр.
4,5 года строительства канала является уникальным сроком в мировой истории гидротехнического строительства. Например, Панамский канал строили 34 года, а Суэцкий канал около 11 лет. Во время строительства было удалено 150 миллионов куб. м земли и заложено 3 млн куб. м бетона.
В 2006 года по каналу было перевезено 8,053 миллиона тонн грузов, из которых 4,137 миллиона тонн составили нефтепродукты.
По каналу проходит регулярный речной туристический маршрут Москва – Ростов-на-Дону.
Канал им. Москвы
Канал соединил Москву-реку с Волгой. Находится в Тверской и Московской областях России. Длина канала – 128 км. Открыли канал 15 июля 1937 года. На строительство ушло около 5 лет.
Канал включает более 240 гидротехнических сооружений. Все шлюзы автоматизированы.
Самое крупное сооружение канала – Северный речной вокзал (Химки), построенный по планам В. Кринского, А. Рухлядева и других.
Комсомольск-на-Амуре
В августе 1931 года началась подготовка строительства верфи в Хабаровском крае. В 1932 года к работе приступили 600 человек. В декабре 1932 года село Пермское было преобразовано в город Комсомольск-на-Амуре. При этом название должно было указывать на строительство города комсомольцами, хотя на самом деле основная рабочая сила (70% строителей) составляли узники ГУЛАГа и спецпоселенцы.
12 июня 1933 года был основан Амурский судостроительный завод (АСЗ). До 1939 года строился авиазавод (позже Авиационный завод Юрия Гагарина), в годы войны было завершено строительство заводов «Амурсталь», а в послевоенное время строились предприятия легкой и пищевой промышленность.
С 1950-х годов на АЭС ведется строительство эсминцев, атомных подводных лодок и сторожевых катеров (а в 1960-1970-е годы – атомных ледоколов). Авиационный завод выпускает первоклассные сверхзвуковые истребители «Су».
Дворец Советов
Идея строительства в Москве здания, символизирующего «грядущее торжество коммунизма», возникла еще в 20-х годах ХХ века. Было решено построить Дворец Советов. В 1931 году был объявлен конкурс на проект Дворца Советов, где было представлено 160 проектов, в том числе 24 – от зарубежных участников (в частности, всемирно известные архитекторы В. Гропиус, Ле Корбюзье, Э. Мендельсон). Самые большие призы достались советским архитекторам Б. Иофану и И. Жолтовскому, а также американцу Г. Гамильтону. В итоге за основу был взят проект Б. Иофана, доработанный при участии Ю. Белопольского, В. Гельфрейха и В. Пелевина. Автор проекта скульптуры В. Ленина на крыше здания – С. Меркулов.
Высота сооружения должна была составить 420 м (со статуей В. Ленина, высота которой - 100 м), объем – 7,5 млн куб. м (для сравнения – объем пирамиды Хеопса 2,5 миллиона кубометров). Для проведения заседаний Верховного Совета и других официальных мероприятий был спроектирован зал высотой 100 м, диаметром 160 м и объемом 1 миллион куб. м, рассчитанный на 21 тысячу человек (кроме того, предполагалось построить малый зал на 6 тысяч человек). На облицовку здания требовалось около 300 тыс. кв. м гранита. Возле здания была предусмотрена парковка на 5 000 машиномест.
Строительство Дворца Советов было объявлено ударной стройкой в 1934 году, к концу 1939 года были готовы фундаменты под высотную секцию. В 1941 году из-за войны строительство было приостановлено и больше не возобновлялось (металлический каркас демонтировали для нужд фронта). В 1958-1960 гг. котлованы Дворца Советов (диаметр 129,5 м) были использованы для строительства открытого бассейна «Москва».