За пять лет регентства Елена Глинская сумела реализовать ряд реформ, преобразовавших основные политические структуры государства. Ее главными достижениями стали денежная реформа и реформа местного управления. Часто губную реформу связывают с именем Ивана IV, но преобразования были запущены именно Глинской.
Губная реформа
В XVI веке в России уже были механизмы управления на местах – выбирались наместники (их определял на должность великий князь), которые боролись с разбоем и следили за порядком. К середине века обнаружилось, что уровень преступности значительно вырос, наместники не могли справиться с задачей, и зачастую принимали взятки от разбойников.
Губная реформа (1530-е годы) — это реформа сферы местного управления в Русском государстве, произведённая в XVI веке в годы регентства матери Ивана IV Елены Глинской.
Во всех уездах, где было введено губное управление, дворяне из своей среды должны были избирать губных старост. Им поручалась борьба с наиболее опасными для государственного порядка преступлениями — «разбоями».
В соответствии с положением губной реформы дела о «лихих людях» исключались из ведения волостелей и наместников и передавались в ведение губных старост, выбираемых провинциальным дворянством, а в чёрных землях — земских старост («излюбленных голов»), выбираемых черносошным крестьянством. Разбойный приказ контролировал деятельность губных и земских старост.
Реформа способствовала сокращению числа грабежей и разбоев и послужила толчком для проведения Земской реформы Ивана IV. Должность губных старост существовала до 1702 года.
Земская реформа
Земская реформа — это ряд мероприятий, разработанных правительством Ивана Грозного IV в сфере местного управления.
По мнению В. Ключевского, меры являли собой попытку полностью
«отменить кормления, заменив волостелей и наместников выборной общественной властью, поручив земским мирам не только уголовную полицию, но и местное земское управление вместе с гражданским судом».
В 1552 году правительство Ивана IV вместе с новым Судебником издало и уставные грамоты местного самоуправления.
Согласно положениям Судебнику поставленные правительством наместники и волостели не могли вершить суд без участия выборных от населения: старосты, дворского и лучших людей крестьянской общины.
Откупной грамотой вводились выборные земские власти:
- Излюбленные головы;
- Земские старосты;
- Излюбленные старосты;
- Выборные старосты;
- Излюбленные, выборные судьи.
Помимо права суда через выборных судей, всем городским и волостным общинам правительство предоставило право собственного управления, надзора за порядком и раскладки податей.
Признав каждую крестьянскую общину, на чьей бы земле она ни находилась, одноправной с городскими общинами, Закон представлял её свободным, юридическим целым, и независимым в общественных отношениях. По этой причине выборные начальники общин, дворские, старосты, сотские, пятидесятские и десятские были состоящими на государственной службе.
Царь Иван IV в окружной уставной грамоте о местном самоуправлении прямо писал:
«А велели во всех городах и в станах и в волостях старост излюбленных учинить, кому между крестьян чинить управу и собирать наместничьи и волостелины и праветчиковы доходы и к нам привозить, которых себе крестьяне излюбят и выберут, от которых бы им продаж и обиды не было, и рассудити бы их умели вправду безволокитно и безпосульно , и за наместнич доход оброк собирать умели и к нашей казне в срок привозили без недобора».
В продолжение правления Ивана IV общины могли свободно просить освобождения от волостелей и наместников, и их просьбы удовлетворялись, лишь с условием — вносить оброки, положенные на наместников, в казну. Во всех общинах выборные начальники выбирались всеми членами общины. Как указано в уставной грамоте:
«И вы бы меж себя, свестяся заодно, учинили себе приказчика в головах, в своих селах и деревнях и починках, выбрав старост и сотских и десятских лучших людей, которые бы были добры собою и пригожи нашему делу».
Губные старосты избирались из детей боярских. Как уголовные судьи они подчинялись Разбойному приказу, назначавшему, сменявшему и судившему их; однако по делам управления и гражданского суда они получали грамоты из областных и финансовых приказов.
Наиболее успешно земская реформа была реализована в северо-восточных землях, где преобладало государственное (черносошное) крестьянство и было относительно мало вотчинников, менее удачно в южнорусских, где преобладали крупные вотчинники-бояре.
По мнению Н. Е. Носова, реформа была реализована в два этапа:
- в 1550–1553 годах;
- в 1555–1556 годах.
Губные грамоты
Губная грамота — это акт, которым царское правительство предоставляло местной общине право самой преследовать, судить и казнить разбойников.
По мнению В.Н. Татищева, название «губная» имеет происхождение от слова «губить». По сведениям Н. М. Карамзина, «губа» в древненемецком праве означала усадьбу, а в российской системе — волость или ведомство.
Губные грамоты давались по челобитью от населения и носили характер пожалований. Такой характер пожалования не был утрачен и после издания Судебника, который официально повсеместно вводил губной институт.
Губные грамоты относились ко всем общественным классам района и заключали разрешение местному сообществу ведать губное дело, «свестяся меж себя», а также порядок избрания должностных лиц местного губного управления, состав, права и обязанности и подробности в области уголовного права.
Сохранилось всего до 10 губных грамот. Наиболее древними из них являются Белоозерская и Вельская губные грамоты от 1539 года. Кроме одной, все губные грамоты напечатаны в «Актах археографической экспедиции» и в Дополнениях к ним. Губные грамоты представляют собой ценный первоисточник для исследования древнерусского уголовного права, еще недостаточно исследованный.